Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Анатолий Квашнин: "Цены на жилье падают только тогда, когда уезжают люди..."

В начале недели прошла Интернет­пресс­конференция полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина. Главная тема встречи - реализация национальных приоритетных проектов. Вопросы Анатолию Квашнину посредством сети Интернет задали корреспонденты местных и центральных СМИ.
0
Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В начале недели прошла Интернет­-пресс-­конференция полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина. Главная тема встречи - реализация национальных приоритетных проектов. Вопросы Анатолию Квашнину посредством сети Интернет задали корреспонденты местных и центральных СМИ: РИА "Сибирские новости" (Иркутск), ИТАР-ТАСС, "Эксперт-Сибирь" (Новосибирск), "Радио Сиби­ри" (Новосибирск), ИА "Байкал­Медиа-Консалтинг" (Улан­Удэ), ИА "Регнум" (Горно-Алтайск), ГТРК "Новосибирск", "Конкурент" (Новосибирск), ИА "Усть­Орда­Информ" (Усть­Ордынский Бурятский автономный округ), ИР "dp.ru" (Новосибирск), "Континент Сибирь" (Новосибирск), "Россий­ская газета", "Седьмой канал" (Ом­ская область), "Новосибирский обозреватель", "Известия" (редакция в Сибирском федеральном округе).

Несмотря на то, что в тему пресс­конференции включены все четыре национальных приоритетных проекта, почти половина вопросов, заданных сибирскими журналистами, касалась нацпроекта "Жилье".

Евгений Иванов, Новосибирск, ИР "dp.ru"

ВОПРОС: Уважаемый Анатолий Васильевич, в каком из регионов реализация национального проекта "Жилье" ведется в полной мере? Чего сегодня не хватает отстающим?

ОТВЕТ: Национальный проект "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" включает четыре направления. Это обеспечение жильем молодых семей, развитие ипотечного жилищного кредитования, поддержка создания необходимой инфраструктуры площадок под застройку, а также обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

В 2007 году из 14 субъектов федерации Сибирского федерального округа 10 участвуют в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Прошли конкурсный отбор и подписали соответствующие соглашения с Росстроем Республика Бурятия, Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Читинская области, а также Агин­ский Бурятский автономный округ. По этому направлению сибирские регионы получат из федерального бюджета более 200 млн рублей. Подобное соглашение на сумму 45,7 млн рублей готовится администрацией Красноярского края.

В Сибирском федеральном округе в первом полугодии 2007 года жилищные условия улучшили 1200 молодых семей. Это пока ничтожно мало. Капля в море. В целом за год плановый показатель составляет 5600 семей.

По направлению "Развитие ипотечного жилищного кредитования" за первое полугодие текущего года было предоставлено ипотечных жилищных кредитов на сумму 19,5 млрд рублей. Это уже больше, чем плановый показатель на год в целом. Наиболее активны Алтайский край, Кемеровская и Омская области.

Приведу в пример Кемеровскую область. Здесь за полугодие заключено 1357 договоров ипотечного кредитования на сумму 924 млн рублей, что в 2,2 раза выше уровня соответ­ствующего периода прошлого года. Почти половина договоров заключена с молодыми семьями.

По направлению "Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством" в первом полугодии этого года в регионах округа субсидии на приобретение жилья получили 688 семей, это 89,5 % от планового показателя на год.

По программе обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в 2007 году из 14 субъектов федерации округа 12 приняли участие в конкурсе. Конкур­сный отбор прошли 23 региональных инвестиционных проекта с объемом финансирования из федерального бюджета 96,5 млн рублей.

Хочу подчеркнуть, что программа "Жилище", в рамках которой реализуется нацпроект "Доступное и комфортное жилье гражданам России", не способна в одночасье решить всех жилищных проблем сибиряков. Да, в нем предусмотрены федеральные средства и на ремонт жилых помещений, и на погашение процентов по кредитам для строительных компаний и множество других вложений.

Однако они не покрывают все затраты на строительство жилья, и большая часть средств — это внебюджетные активы строительных организаций, компаний и частных предприятий, заинтересованных в строительстве жилья.

Таким образом, освоенные регионами федеральные средства — это дополнительный ресурс, который они используют для обеспечения граждан доступным жильем. А основу все­таки составляют усилия местных строительных организаций.

В связи с этим основным индикатором успешной реализации нацпроекта является, например, такой показатель, как темпы строительства жилья в регионах. Здесь можно выделить Новосибирскую область, которая в 2006 году вошла в десятку лучших регионов России, преодолев рубеж в 1 млн кв. м жилья (1,73 млн кв. м). Учитывая статистические показатели текущего года, можно сделать прогноз, что в 2007 году в числе лидеров окажутся Омская, Кемеровская и Новосибирская области, а также Красноярский край.

Елена Ануфриева, Новосибирск, "Континент Сибирь"

В: Какой из регионов, на ваш взгляд, более удачлив в получении денег из федерального бюджета по "Доступному жилью"?

О: Большинство субъектов федерации Сибирского федерального округа предлагают хорошо проработанные проекты и получают финансирование из федерального бюджета по линии национального проекта "Доступное жилье" на конкурсной основе.

В рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" предусмотрены меры государственной поддержки. Это возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для подготовки земельных участков к строительству. Ежегодно для участия в этой подпрограмме Росстрой отбирает субъекты Российской Федерации. Среди лидеров этой подпрограммы Омская, Кемеровская, Новосибирская области, Красноярский край.

Республика Хакасия и Агинский Бурятский автономный округ в 2007 году не приняли участия в конкурсе. Почему? Вот вы говорите об удачливости. Я скажу так: в решении вопроса о получении финансирования 99 % зависит от подготовленности и качественной проработки необходимых документов в установленные сроки. Муниципальные образования не подготовили инвестиционные проекты, отвечающие условиям конкурса, и денег не получили. А инвестиционные проекты не удалось сделать по той причине, что не было в достаточном количестве земельных участков, на которые есть вся необходимая градостроительная документация.

Другой пример — конкурсные проекты на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой застройки. Активное участие власти Республики Бурятия, Новосибирской, Омской, Томской и Читинской областей в конкурсном отборе позволило этим регионам в 2007 году получить финансирование в сумме 599,1 млн рублей.

250 млн рублей в этом году выделены ассоциации строительных организаций "Пром-строй" города Кемерово на строительство дорог пилотного проекта города¬-спутника "Лесная поляна".

Конечно, при участии в конкурсах нужна и удача. Но сопутствует она тем, кто заслужил ее своей работой и профессионализмом.

Андрей Иванов, Кемерово, "Российская газета"

В: Скажите, пожалуйста, почему в результате выполнения нацпроекта "Доступное жилье" в Сибирском федеральном округе не снижаются цены на квартиры? Когда ожидается снижение цен на жилье в Сибири?

О: Рост цен на жилье лишь отчасти можно связать с реализацией приоритетного национального проекта. Общие экономические условия, рост благосостояния граждан, укрепление финансовой системы страны увеличили спрос на жилье. Многие банки упрощают процедуру получения ипотечного кредита на приобретение жилья, что также увеличивает спрос. Но предложение за этим спросом не поспевает.

Выход очевиден — нужно строить больше и больше. Сейчас в Сибирском федеральном округе вводится в строй около 0,28 кв. метра жилья на одного человека. В апреле 2007 года в своем Послании Федеральному собранию Президент России В.В.Путин сказал, что поставленные в нацпроекте высокие ориентиры уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества. Нужно строить не меньше 1 кв. метра в расчете на каждого гражданина России. Поэтому перед строителями Сибири стоит задача увеличить ввод жилья почти в 3 раза.

Приоритетный национальный проект "Доступное жилье" предусматривает софинансирование со стороны регионов и бизнеса.

Регионы должны участвовать в развитии строй­индустрии, подготовке высококвалифицированных кадров для строительства, территориальном планировании городов. Для повышения доступности жилья необходимо взаимоувязать деятельность всех участников строительного рынка — стройиндустрии, власти и самих жителей.

Что касается прогноза того, как будут вести себя цены на жилье, то на этом рынке снижение вряд ли возможно. Цены на жилье на какой­нибудь территории падают только тогда, когда оттуда уезжают люди. Когда эта территория становится крайне непривлекательной для проживания. Наша же цель — сделать Сибирь привлекательной и комфортной для жизни и работы. И эту задачу мы обязательно решим.

С другой стороны, задача власти всех уровней, строительных предприятий — строить столько, чтобы цены, по крайней мере, стабилизировались. Тогда при росте доходов населения жилье будет становиться доступнее.

Одна из главнейших задач — увеличить строительные мощности организаций как непосредственно осуществляющих строительство, так и производящих строительные материалы. Их катастрофически не хватает, много завозных, а отсюда дефицит. А раз дефицит, значит, и цена — какую хочу, такую и устанавливаю. Это закон рынка.

Елена Белякова, Омская область, Тюкалинск, "Седьмой канал"

В: Многообещающим выглядит подпроект "Поддержка молодых семей" в нацпроекте "Доступное жилье", но на деле выплачивается сумма, не дотягивающая даже до 50 % стоимости квартиры. Чтобы получить желанную поддержку, люди проходят чиновничьи круги раз за разом. Деньги получают через год — полтора ожидания. А все это время ютятся, как могут. В городе идет строительство первой за 20 лет многоэтажки, но цены уже на этапе третьего этажа зашкаливают за миллион рублей, при средней зарплате рядового бюджетника — 4500 рублей! А если еще один из супругов на инвалидности, то мечтать о квартире не приходится вообще. Что же остается простым сельским молодым семьям? Не получается этот проект доступным!

О: Прежде всего отмечу, что поддержка молодых семей осуществляется не только в рамках национального проекта "Доступное жилье". Субъекты федерации округа в 2007 году в рамках нацпроекта "Развитие АПК" для молодых специалистов на селе планируют построить или приобрести 119,3 тыс. кв. метров жилья. В первом полугодии на селе введено в эксплуатацию более 32 тыс. кв. метров жилой площади, что позволило улучшить жилищные условия 554 специалистам.

Конечно, этого крайне недостаточно. Да и в реализуемых программах есть недостатки. Мы предлагаем увеличить размер субсидии, предоставляемой молодой семье. Необходимо чтобы он составлял не менее 50 % от расчетной стоимости жилья. Причем сделать это надо за счет увеличения доли федерального бюджета в софинансировании подпрограммы.

Также нужны более гибкие механизмы использования субсидий. Так, например, за счет предоставленных средств можно было бы компенсировать затраты на строительство индивидуального жилого дома. Или вложить в долевое строительство квартиры в многоквартирном доме.

Мы вместе с субъектами федерации будем добиваться рассмотрения и принятия этих и других дополнений. И все же, только этими программами мы не решим жилищный вопрос. Должна работать местная власть, в первую очередь, в интересах людей. А не видеть в них только налогоплательщиков.

Инициатива человека, помощь ему власти, бюджетные средства — вот все составляющие механизма повышения доступности жилья.

Андрей Красиков, Новосибирск, редакция газеты "Известия" в Сибирском федеральном округе

В: Какие, по вашему мнению, рычаги и ресурсы региональных администраций остаются незадействованными либо используются недостаточно при решении проблемы увеличения темпов строительства жилья? Где и в чем "недорабатывают" региональные и городские чиновники в сибирских мегаполисах?

О: До недавнего времени в строительстве жилья до 30 % всех затрат составляли расходы на согласование технической документации. Количество необходимых согласований достигало нескольких десятков. Регионы округа провели работу по их сокращению. Но здесь, безусловно, есть еще возможности оптимизировать процесс получения разрешений на застройку.

Другой рычаг — территориальное планирование. Регионы явно отстают с разработкой градостроительной документации. К этому стоит добавить, что на уровне правительства Российской Федерации необходимо принять ряд постановлений, которые существенно упростят процедуру согласования строительных работ и позволят ускорить строительство. Сегодня часть из них уже принята. Но остаются нерассмотренными, например, постановления о схеме территориального планирования Российской Федерации; о порядке согласования проекта генерального плана поселения, городского округа; о составе и требованиях к содержанию разделов проектной документации к различным видам капстроительства и другие.

Еще один рычаг — выстраивание эффективной системы взаимодействия с бизнесом. Как со строительными компаниями, производителями строительных материалов, так и с инвесторами. В Сибирском федеральном округе необходимо развивать индустрию строительных материалов. Власть может предложить для этого соответствующие проекты.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...