Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Туризм как стимул

Что общего между форелевым хозяйством в Калифорнии, первой в мире АЭС посреди выжженной пустыни в Айдахо, шоколадной фабрикой в Кельне и авиастроительным концерном EADS? Только одно: там водят регулярные экскурсии для всех желающих. Как до сих пор есть, скажем, экскурсии в американский Белый дом или на космический комплекс на мысе Канаверал во Флориде.
0
Георгий Бовт
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Что общего между форелевым хозяйством в Калифорнии, первой в мире АЭС посреди выжженной пустыни в Айдахо (тамошний городок на 30 жителей — ну просто страшная дыра), шоколадной фабрикой в Кельне и авиастроительным концерном EADS? Только одно: там водят регулярные экскурсии для всех желающих. Как до сих пор есть, скажем, экскурсии в американский Белый дом или на космический комплекс на мысе Канаверал во Флориде.

В EADS, что в Тулузе, нас, компанию друзей-туристов из Москвы, тоже попросили заранее прислать номера паспортов и список нашей "делегации" по электронной почте. После чего допустили на выбранный нами "сеанс". В день на Airbus — несколько экскурсий. Все "сеансы" (группы по 25—30 человек) заполнены, существует несколько вариантов экскурсий, в том числе одна, посвященная самолетам "Конкорд". Цена — около 17 евро с носа, детям скидки. В общем ничего особенного там за полтора часа не показывают: по части "энтертейнмента" французам до американцев далеко.

В Airbus вас в основном возят по огромной, но чисто вылизанной территории на автобусе, показывая закрытые ангары и рассказывая, что там происходит внутри. Показывают небольшой фильм про первый полет А-380, снятый из кабины пилотов. Еще один — про то, как огромные части создаваемых четырьмя странами Европы самолетов свозят в Тулузу для окончательной сборки (сразу ясно, почему у них заминка вышла с производством А-380, от такой логистики с ума сойти можно). С обзорной площадки показывают сборочный цех с тремя "заготовками". Много поражающих воображение цифр и технических подробностей. Непременно — магазинчик с сувенирами: футболки, кепочки, сумки, ручки с фирменной эмблемой, магнитные нашлепки на холодильники. Посетителей тут подержат с полчаса, чтобы даже самый жадный расстался хотя бы с десятком евро. Система безопасности, хотя объект "оборонный", совсем ненавязчива. Ни колючей проволоки, ни вышек с автоматчиками, ни автоматчиков без вышек, вообще нет людей в военной форме. Все технологично-эстетично, напоминает аэропорт Шарля де Голля, только пустой. На входе встречает не полицейский с мрачной рожей, а улыбчивый молодой человек, который, кажется, несказанно рад каждому. И именно с таким выражением лица он внимательно сверяет наши паспорта с заранее присланным списком.

Вы догадаетесь, какой первый вопрос пришел на ум большинству членов нашей группы? Вот он: "Представляете себе у нас экскурсию по территории производства "Сухой-Superjet?". И не так вот, чтобы с официальными делегациями или во главе с "преемником" в белом халате, в каске и с озабоченно-важным выражением лица, а чтобы каждый день по нескольку сеансов: родители с детьми, свои и иностранные туристы. Да хоть бы не на "Сухом", а на каком-нибудь другом производстве: на пивоваренном заводе, или на водочном "Кристалле" (это я к тому, что редко какая уважающая себя пивоварня на Западе откажется от возможности организовать у себя экскурсионно-дегустационный тур), или на Бабаевской шоколадной фабрике.

Экскурсии на "производственные темы" все более популярны в мире, многие такие объекты включают в туристические справочники наряду с другими местными достопримечательностями. Туристам — реклама, "аборигенам" — гордость за отечественного товаропроизводителя. У нас почему-то это все не принято. Мол, мы государственные важные дела делаем, а тут публика праздная под ногами будет путаться. Часто еще приводят аргумент насчет страшной секретности. Мне-то кажется, что ссылки и на важность дел, и на жуткую секретность скрывают либо желание утаить убогость и царящий на "страшно секретных объектах" наш традиционный бардак, либо нежелание просто пошевелить мозгами и понять, сколь выгодна нынче открытость и как это все можно толково организовать. Мне рассказывали, что одна высокая китайская делегация, побывав на нашей уникальной судостроительной верфи (они там эсминцы заказали), больше всего была в шоке не от увиденных там уникальных технологий (которыми действительно можно гордиться), а от до жути загаженного сортира для работников.

Дело не в том, что "Сухой", космодром в Плесецке или какой автозавод могли бы зарабатывать по 500 рублей на билетах с посетителя плюс еще на сувенирном магазине (хотя за год набежала бы круглая сумма). Но они и работать стали бы по-другому — как умеют работать наши люди, когда проносится слух "к нам делегация едет". Подтянулись бы — внешне и внутренне, прибрались бы вокруг, привели бы в порядок и сортиры, и конвейер, и территорию. Рекламу бы сделали своей продукции и стране заодно. А главное, глядишь, рекламная вывеска, созданная как бы напоказ, станет всамделишной производственной реальностью.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...