Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Траекторией Путина

"Ручку управления берем чуть-чуть на себя, устанавливаем угол набора высоты 12 градусов и отпускаем", - шеф-пилот компании "Гражданские самолеты Сухого" Александр Яблонцев проводит мастер-класс. Во вторник его учеником в тренажере пилотской кабины новейшего Sukhoy Super Jet был приехавший на авиасалон "МАКС-2007" президент Владимир Путин. В среду Яблонцев обучал летному делу корреспондента "Известий", который решил повторить маршрут Владимира Путина на учебном тренажере.
0
Корреспондент "Известий" посидел в кресле, где еще сутки назад "пилотировал" Владимир Путин (фото: AP/РИА НОВОСТИ)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Экспонаты "МАКСа-2007". Фотолента

"Ручку управления берем чуть-чуть на себя, устанавливаем угол набора высоты 12 градусов и отпускаем", - шеф-пилот компании "Гражданские самолеты Сухого" Александр Яблонцев проводит мастер-класс. Во вторник его учеником в тренажере пилотской кабины новейшего Sukhoy Super Jet был приехавший на авиасалон "МАКС-2007" президент Владимир Путин. В среду Яблонцев обучал летному делу корреспондента "Известий", который решил повторить маршрут Владимира Путина на учебном тренажере.

"Известия" также выяснили,  какие контракты на авиакосмическом салоне "МАКС-2007" были заключены во второй день работы и какие экспонаты пользовались особой популярностью посетителей.

"Владимир Владимирович честно признался, что никогда сам не управлял самолетом"

Только на "МАКСе" любой желающий - разумеется, отстояв в очереди, - может примерить на себе костюм пилота, посидеть в кабине самолета, а то и "полетать" с суперасами российской авиации.

— Устанавливаем угол крена 30 градусов, — командует инструктор. — Скорость 240 километров.

Я, к своему удивлению, понимаю, что уже поднял Super Jet в воздух.

— Самолет настолько прост в управлении, что даже неподготовленный человек сможет легко научиться им управлять, — сказал "Известиям" глава компании "Сухой" Михаил Погосян и тут же уточнил: — Ну, разумеется, если рядом будет опытный инструктор...

Я не поверил Погосяну. За долгое время общения с компьютерами я так и не смог освоить ни одного летного симулятора. Компьютерные модели американских и российских истребителей в моих руках не то чтобы сразу же "разбивались", но взлететь с виртуального аэродрома не могли. На тренажере Super Jet вдруг все получилось само собой!

— Пока мы летим, я покажу возможности машины, — возвращает меня с небес на землю Александр Яблонцев. — Точнее, ее возможности по обеспечению безопасности полета.

В этот момент пилот-инструктор резко тянет на себя джойстик-ручку управления и сбрасывает газ. По логике самолет должен свалиться в штопор. Но Super Jet, задрав нос, спокойно продолжает полет.

— Еще маневр, — говорит Александр Николаевич, — и увеличиваем угол разворота до 67 градусов..
.
Кажется, чуть-чуть - и машина перевернется вокруг своей оси... Но электроника блокирует маневр. Угол разворота есть, но машина не выходит за рамки допустимого - техника возвращает самолет на безопасные 35 градусов. На Super Jet, как говорит Яблонцев, нельзя пикировать, нельзя выполнить мертвую петлю. Электроника не позволит. Безопасность пассажиров — на первом месте, а с ними за спиной ни одному пилоту не позволена самодеятельность.

— Почему у Путина так же легко получилось управлять машиной? — интересуюсь у пилота.

— Да. Легко... — как бы рассуждает вслух Яблонцев. — Владимир Владимирович честно признался, что никогда сам не управлял самолетом. Я ему подсказывал, что и как делать, он выполнял. Для новичка справился с задачей весьма хорошо. На посадке я вообще руки с джойстика убрал, чтобы он сам все делал. Он это видел и  посадил самолет четко по осевой линии, посредине взлетно-посадочной полосы.

— А кого вы еще "возили"?

 — Сергея Иванова, — вспоминает Яблонцев. — Было ощущение, что Сергей Борисович имеет опыт пилотирования. Потом он признался, что у него есть опыт общения с компьютерными джойстиками...

Посадка. Самолет плавно идет вниз.

— Чуть-чуть вправо, — командует инструктор. — Теперь — влево.

Полоса стремительно приближается. Как и президент, я должен ориентироваться на разделительную линию, но... промахиваюсь. Сажаю самолет с левого края. 

— Для первого раза нормально. В салоне все живы. А умение точно рассчитывать скорость и направление полета вырабатывается с опытом. Слишком тонкая материя — пилотирование, — успокаивает Яблонцев и улыбается. 

Не только чем летать, но и как сбивать

Второй день "МАКСа-2007" спокойней первого. Президенту все показали. VIPов - практически нет. На салоне нормальная рабочая обстановка. "Сухой" подписал контракт с итальянской Alenia. Теперь эта фирма будет продвигать и обслуживать самолеты Super Jet по всему миру. Компания "Ильюшин финанс" заключила контракт с кубинцами о продаже двух дальнемагистральных Ту-204 и трех Ан-148. Еще пять "тушек" у них купил Иран. Вообще, иностранцев, интересующихся российской военной техникой, на салоне — море. Одна китайская делегация почти 500 человек. Это говорит о том, что "МАКС" не только интересен как зрелище, но еще и "рынок", где покупателям нашей военной техники есть что посмотреть. В том числе и то, что поражают самолеты и вертолеты.

Вот стоит "Панцирь-С". Скандальная штука. Израиль утверждает, что этот зенитно-ракетный комплекс мы якобы продали Сирии, а та перепродала Ирану. Шасси "КамАЗа", а на них — настоящий комбайн: скорострельная пушка и набор из 12 зенитных ракет. Рядом — пусковая установка комплекса "Искандер": четырехосный тягач, но вместо оперативно-тактической ракеты в кузове четыре трубы с крылатыми ракетами комплекса Club-M. Это его показывали несколько месяцев назад под большим секретом в астраханской степи первому вице-премьеру Сергею Иванову. Посмотрев на это чудо, Иванов заявил: у России появилось новое оружие для адекватного ответа на планы Польши и Чехии по размещению на своей территории объектов системы НПРО США. На "МАКСе" оба противоракетных экспоната оказались полностью рассекречены.

Club-M — это крылатая ракета морского, а теперь и наземного базирования. Летит на сверхзвуковой или дозвуковой скорости. Постоянно меняет направление полета и его высоту. В общем, крайне опасный противник. Ее ни заметить вовремя, ни сбить противоракетой практически невозможно. 

Мало кто знает, но "МАКС" — это не только Жуковский и воздушные  шоу. В рамках "МАКСа", но уже под Астраханью министрам обороны государств СНГ продемонстрируют еще одну новинку — комплекс ПВО С-125 "Печора-2М". Интерес к нему особенный. Дело в том, что по миру разбросаны сотни этих комплексов, но все они давно устарели. На "МАКСе" ОАО "Оборонительные системы" показало, как из старого оружия можно сделать самое современное. А на специальном полигоне еще и продемонстрировали эффективность новой машины. Как рассказал "Известиям" представитель "Оборонных систем" Спартак Нарбиков, кроме полной смены аналогового оборудования на цифровое комплекс дооборудовали новейшими устройствами радиолокационного противодействия, которое ставит радиотехнические помехи и тем самым уводит в сторону от пусковой установки атакующие ее ракеты противника. Прибор похож на маленький чемодан. Ставят его перед пусковой установкой. Простое решение, а в несколько раз повышает живучесть ЗРК.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...