Полуподпольные миллионеры
Опубликованные недавно официальные доходы высших российских чиновников в очередной раз производят впечатление некоторого лукавства. То есть вроде все написано ясно - там квартирка, там дачка, там доходы от бизнеса, которым министр занимался до вступления в должность (а после - ни-ни!), а все равно остается чувство (именно лукавой) недосказанности.
Сами по себе "рейтинги" богатств забавны и могут составить пищу для новостных сводок: вот, мол, лидерство по-прежнему за министром природных ресурсов Юрием Трутневым со 134 миллионами рублей, неплохо с недвижимостью у "всенародного неоаллергена" Михаила Зурабова, скромен на этом фоне премьер Михаил Фрадков (он седьмой) и практически бедны, как церковные мыши, со своими жалкими "лимонами" с хвостиком Анатолий Сердюков (министр обороны), Герман Греф (МЭРТ) и Владимир Яковлев (Минрегионразвития).
Люди несведущие, прочтя завораживающие простого россиянина даже "церковно-мышиные" доходы "бедняков", лишь воскликнут - эвона, сколько они там, оказывается, имеют. Люди, хоть сколько-нибудь сведущие, могут просмотреть безразлично рейтинг состоятельности, понимая, что он ровным счетом ни о чем еще не говорит, а все опубликованные цифры стремятся к бессмысленности, ибо бессмысленно оценивать махину айсберга лишь по торчащей над водой жалкой верхушке.
Можно, конечно, в этом самом месте задумчиво закатить глаза к потолку - "ну все же прекрасно все понимают, как у нас делаются дела". Можно порассуждать чуть подробнее на тему неуклонного роста коррупции в нашей повседневной и деловой (это кто осмелился на свой бизнес) жизни, вспомнить рассказы друзей и знакомых о выросших размерах взяток в самых разных присутственных местах, про давно перекрывшие все границы приличий размеры откатов, по сравнению с которыми "бандитские 90-е" были детскими шалостями на лужайке. Про то, что построенная и продолжающая крепнуть день от ото дня в ведомом прокурорами, судьями и просто властями процессе M&A (т.е. слияния и поглощения) государственно-капиталистическая экономика давно уже превратила госчиновников в олигархов. Можно, наконец, просто обратиться к обычной логике и смекнуть, что все эти взятки, откаты, распределение подрядов и заказов под и для своих, - все эти безобразия ведь не могут же кончаться где-то на уровне начальников департаментов, выше которых - ну совершенно безоблачные небеса, где обитают ангелы, у которых чешутся лопатки по причине прорезания крыльев. Так не бывает: если уж пирамида власти - то пирамида во всем. Просто формы другие, изощреннее.
Закон об обнародовании доходов чиновников был принят уже сравнительно давно. Тогда сделали вид, что этого будет достаточно для реального контроля. Да нет, конечно. И с самого начала было очевидно, что сам по себе этот закон висит в воздухе и нисколечко не работает в качестве антикоррупционной меры. Столь же глупо и наивно было бы всерьез считать, что некое повышение зарплаты чиновника само по себе поможет обуздать коррупцию.
Декларация доходов нуждается еще в целом комплексе дополняющих ее законодательных, административных и политических мер, о которых просто "забыли". К примеру, нет как нет закона о недопустимости использования инсайдерской информации (было бы наивно полагать, что ответственные за решение вопросов на миллионы и миллиарды люди никак не используют это в своих целях, ну хотя бы через доверенных лиц, каких-нибудь норвежских или офшорных "гальмондов", скажем). По сути нет эффективного закона о свободе информации, согласно которому любой гражданин может в любое время затребовать у любого ведомства любую интересующую его несекретную информацию, и она должна быть ему предоставлена, а непредоставление - уголовно наказуемо. Нет работающего закона о "конфликте интересов". Так и не внедрены эффективные и открытые системы тендеров, конкурсов и т.д.
Вообще-то заняться полосканием всего этого "грязного белья" и соблюдением нравственной чистоты чиновничества могла бы вменяемая и конструктивная оппозиция - ну хотя бы в силу того, что сама она состояла бы из людей, готовых сами войти во власть на замену, так сказать, проворовавшимся. Более того, практически ни одна из вышеперечисленных антикоррупционных мер не работает в отсутствие в обществе политической борьбы и конкуренции. Но это, видимо, уже совсем из разряда политических фантасмагорий.