Ракетно-ядерная демократия
Американские военные настаивают на пересмотре российско-американского Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений - СНВ-1. Пересмотр документа - а точнее, непродление его действия - позволит военным не только наращивать и совершенствовать стратегические наступательные вооружения, но и использовать их в качестве основной ударной силы в обычных боевых операциях.
В России опасаются, что у США в этом случае появится потенциал для обезоруживающего ядерного удара, а с учетом создаваемой сейчас системы ПРО - и возможность избежать ответного удара со стороны Москвы.
Договор СНВ-1 подписали в конце "холодной войны". Для США и России он стал своеобразным билетом в безопасное будущее. Каждая из сторон не только знает, что делается в области развития ядерных вооружений и их носителей, но и может в течение 24 часов по устному уведомлению прилететь на любую ракетную базу и проверить, как обстоят дела на месте. Дополнительно стороны ограничили количество развернутых ракет, атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков и развернутых на них ядерных боеголовок. Все излишки должны были быть уничтожены. Опять же под взаимным контролем.
Срок действия СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года. С этого момента, если стороны не подпишут какого-то нового договора, каждая из них вольна делать со своими стратегическими вооружениями что ей заблагорассудится. Россия уже высказала готовность подписать новое соглашение. В США начали говорить о целесообразности заключения подобного документа. Глава стратегического командования ВС США генерал Джеймс Картрайт (в прошлом морской пехотинец) утверждает, что непродление договора облегчит Вашингтону возможность нанесения ударов в глобальной войне с международным терроризмом.
Без договора у американцев будут развязаны руки. США получат возможность использовать свой стратегический потенциал в обычных военных конфликтах. Это так называемая концепция "глобального удара": нанесение удара по "террористам" либо государствам-изгоям, создающим оружие массового уничтожения, не позднее чем через час после определения цели в любой точке земного шара. Для этого предполагается использовать межконтинентальные баллистические ракеты шахтного и морского базирования "Трайдент-2" и "Минитмен-3". В ходе их модернизации Пентагон намерен частично заменить развернутые на них ядерные боеголовки на обычные. Но сопоставимые по разрушительной силе ядерному заряду и без "неприятных" экологических последствий. Это боеприпасы эксплозивного, объемно-детонирующего и фугасного действия.
— Создание таких систем вооружения вполне реально, — сообщил "Известиям" Владимир Дворкин, до 2001 года возглавлявший 4-й ЦНИИ Минобороны (институт, занимавшийся проблемами развития и применения ядерного оружия).
— Вопрос только в создании новых, высокоточных боеголовок, которые будут наводиться на цель с использованием космической навигационной системы GPS.
Как говорят эксперты, Вашингтон уже вовсю ведет разработку новых боеголовок для своих межконтинентальных сухопутных баллистических ракет "Минитмен-3" и для морских комплексов "Трайдент-2". Недавно прошли их испытания и с приемниками космической навигации GPS. По словам Дворкина, их использование обепечивает поражение целей с точностью до нескольких метров практически в любом районе Земли. "Трайдент" способен осуществить это максимум за 15—20 минут, "Минитмен-3" — за 25—35 минут.
— В последние годы у нас с американцами сложилась надежная система контроля за развитием ядерных вооружений, а также система предупреждения о ракетных пусках, — говорит бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин. — Все это исключало вероятность возникновения внезапного ядерного конфликта. Дата любого учебного или испытательного пуска оговаривается за несколько месяцев до его проведения. В случае применения баллистической ракеты по террористам этого не будет...
Существующая система предупреждения о ракетных пусках имеет два эшелона: космический и наземный. Спутники фиксируют факт запуска ракет и сообщают об этом на наземные РЛС. Те определяют направление полета и приблизительное место падения ядерных блоков. Если траектория полета окажется в непосредственной близости от нашей территории или, не дай бог, пройдет над ней, ответный удар со стороны наших ядерных сил неминуем. Как говорят эксперты, понять, какая именно — "ядерная" или "обычная" — ракета стартовала, технически невозможно. А времени разбираться просто не будет. Предвидя это, американцы уже предлагали российской стороне договориться о том, что "неядерные" ракеты, например, будут запускать со строго определенных пусковых установок с одной заранее определенной ракетной базы. Но как быть с морскими ракетами? Атомные подводные лодки ведь не стоят на месте. Да и понять, "строго определенная" субмарина стреляла или обычная, тоже непросто. Что и может вызвать начало полномасштабного ядерного конфликта.
Единственный шанс удержать Вашингтон от подобного сценария — продлить действие СНВ-1 со всеми его механизмами взаимного контроля и оповещения. Генерал Картрайт пока высказывает — как военачальник определенного уровня — сугубо личное видение проблем обеспечения безопасности США. Во всяком случае, во время своей встречи президенты Владимир Путин и Джордж Буш отметили необходимость дальнейшего развития процесса стратегического разоружения.