Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Экзамен для региона

В конце июля губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский доложил Правительству о результатах работы в субъекте федерации, а также представил план развития региона. Реакция премьера и членов кабинета порадовала. Новосибирская область получила самые высокие оценки.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце июля губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский доложил Правительству о результатах работы в субъекте федерации, а также представил план развития региона. Реакция премьера и членов кабинета порадовала. Новосибирская область получила самые высокие оценки. Масштабные проекты,
жизненно необходимые региону, получат федеральную поддержку.

Такая форма взаимодействия с федеральной властью — для губернаторов дело относительно новое. Практика представления регионов существует только второй год. Из сибирских регионов аналогичные доклады уже представили Красноярский край, Кемеровская и Иркутская области. Несмотря на неожиданность приглашения (на подготовку был всего месяц), Новосибирской региональной власти во главе с губернатором удалось произвести на членов Правительства и премьера достойное впечатление.

В отличие от других сибирских территорий, основа экономики которых — добыча и переработка полезных ископаемых, в Новосибирской области всегда делали ставку на уникальное географическое положение (пересечение важнейших транспортных путей), а значит, развитие транспорта. Второй точкой роста здесь всегда были и будут наука, образование и наукоемкие производства. Как следствие успехов в обоих направлениях экономики, а также социально­ориентированной политики — рост численности населения, концентрация производственных предприятий и инфраструктурных объектов, достаточно высокий уровень благополучия населения. Чем и интересен опыт новосибирцев — как в небогатом природными ресурсами регионе удалось добиться таких результатов.

А результаты внушают оптимизм. Валовой региональный продукт к концу нынешнего года, то есть за восемь лет, вырастет в два раза. Высокие темпы роста экономики и собственных доходов позволили минимизировать объем финансовой помощи из федерального бюджета. В Новосибирской области один из самых низких в стране показателей официальной безработицы. Высокими темпами растут заработная плата и денежные доходы населения. Вдвое уменьшилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума. В регионе положительное сальдо миграции. Причины просты — в Новосибирской области широкий выбор рабочих мест, возможности получить квалифицированную медицинскую помощь, дать детям достойное образование.

Кроме того, людям есть где себя применить — область располагает достаточно конкурентоспособными высокотехнологичными видами промышленного производства. Здесь выпускаются изделия для самолетостроения, тепловыделяющие элементы для атомной энергетики, электротермическое, электротехническое, электронное оборудование, оптические приборы, комплексы средств связи. Успешно работают новосибирские организации на рынке информационных технологий, в финансовом секторе. Быстро развивается стройиндустрия и торговля.

Чтобы сохранить заданные темпы и вектор развития, администрация области сделала ставку на развитие науки и образования, наукоемких, высокотехнологичных производств и промышленно­логистического парка.

Эти направления, по мнению губернатора Виктора Толоконского, имеют особое значение не только для развития региона, но и страны в целом, и нуждаются в поддержке Правительства.

В Новосибирской области сосредоточены отделения трех академий наук, отраслевые НИИ, вузы. Все они имеют портфель готовых к практическому использованию научных разработок, которые позволяют обеспечить прорывные технологии в важнейших секторах экономики.

Но одних усилий региональной власти для поддержки развития науки недостаточно, и регион рассчитывает на поддержку Центра. Что, собственно говоря, и происходит. Именно в Новосибирске во время визита президента было принято решение о создании в России особых экономических зон и формировании технопарков как важнейших элементов инновационной инфраструктуры. В регионе приступили к реализации крупнейшего инвестиционного проекта по строительству Технопарка в Академгородке. На очереди строительство технопарковых зон вокруг ряда научных и университетских центров.

Но для успеха проекта необходимо уже сегодня принять на федеральном уровне нормативные акты, позволяющие вузам и государственным научным учреждениям эффективно встраиваться в структуру технопарковых зон. Дело в том, что по существующему законодательству они не имеют права открывать инновационные предприятия и производить соответствующую продукцию. Исправить положение в компетенции законодательной и исполнительной федеральной власти.

Будет поддержан и Новосибирский государственный университет. Есть поручение ряду министерств увеличить федеральное финансирование развития материальной базы НГУ. Необходимо построить новые общежития и главный корпус. Причина такого внимания к вузу со стороны федерального центра понятна. Университет является основной учебной базой Новосибирского научного центра, готовит специалистов из разных регионов страны для различных научных центров, решая общегосударственные задачи.

Второе направление развития региона обусловлено его географическим положением. Новосибирск был и будет основным транспортно­распределительным узлом в Западной Сибири. В радиусе пятисот километров от Новосибирска сконцентрировано население в количестве около двенадцати миллионов человек. Вывод очевиден: регион может обеспечивать транспортно­логистическими услугами соседние территории. В области факти­чески уже сформировался основной транспортно­распределительный узел в Западной Сибири. Будущее этого комплекса неразрывно связано с интеграцией транспортной сети России в систему международных перевозок: транзита между Европой и Юго¬-Восточной Азией, выходом на Казахстан, среднеазиатские государ­ства и западный Китай.

Чтобы Новосибирская область не потеряла свою роль и место в этом гигантском евразийском процессе, в регионе в ближайшие пять лет будет построено около полутора миллионов квадратных метров терминально­складских площадей с удобными подъездными путями.
Местом концентрации промышленных и логистических компаний станет крупная территория вблизи областного центра, свободная от застройки, обеспеченная транспортной и другой производственной инфраструктурой. Общая площадь участка 2000 гектаров. В этой зоне введена специальная система администрирования. Управляющая компания парка обеспечивает развитие инфраструктуры зоны и координирует работу инвесторов. Проект стартовал всего месяц назад, но уже сформирован первый пул инвесторов, готовых использовать треть выделенной территории.

Второй составляющей логистического комплекса в Новосибирске стал аэропорт "Толмачево" — крупнейший после аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга.

Он связывает воздушными линиями восемьдесят городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Его услугами пользуются восемьдесят пять авиакомпаний мира. Несмотря на то, что в последние годы аэропорт существенно обновил технологию, интерьеры и уровень обслуживания, существует огромное поле для инвестиций. Перед воздушными воротами Новосибирска стоит задача создания многопрофильного авиационно-транспортного узла мирового класса. Аэропорт должен стать мощным центром деловой активности, ежегодно обслуживать более пяти миллионов пассажиров и обрабатывать триста тысяч тонн грузов. Реализуемый в области инвестиционный проект по масштабной реконструкции всего аэропортового комплекса позволит достичь поставленной цели.

В числе основных положений проекта завершение строительства второй взлетно­посадочной полосы. Строительство второй полосы начиналось еще 30 лет назад. И тогда, и сейчас без государственных вложений не обойтись. В Министер­стве транспорта к инициативе сибиряков отнеслись благожелательно. Видимо, вопрос будет решен в кратчайшие сроки. Завершение строительства второй взлетно­посадочной полосы возможно через два года. Требуется на это 1,5 млрд рублей. Правительство выделит необходимее суммы. Также потребуется некоторое увеличение финансирования по линии Агентства по управлению воздушным движением на оборудование аэродрома.

Основания надеяться на реальность этих планов — в самом формате представления проекта. Губернатор Виктор Толоконский отметил: "Если раньше я приходил в различные министерства фактически как проситель и разные чиновники относились по-разному, то теперь вся концепция развития региона озвучена Правительству. И одобрена. А значит, есть поручение Правительства и отношение в министерствах сразу меняется".

Губернаторам стало трудно просить денег у Центра. Причина — трехлетний бюджет. Федеральные чиновники вполне справедливо отсылают к нему. А значит, включение инициатив региона в федеральные программы становится жизненно необходимым.

Еще в начале лета Новосибирск облетела новость — региону будет выделен дополнительно 1 миллиард рублей на дорожное строительство. Но до сих пор денег не поступало, хотя работы велись. Крупнейшие дорожно­строительные организации области работали в долг, на свои средства, рассчитывая на скорейшее федеральное финансирование. После отчета области на заседании Правительства дело сдвинулось. В регион идет первый транш 200¬300 миллионов рублей, которые сразу же поступят со счетов области на счета Новосибирской мэрии, а оттуда дорожникам. Средства достанутся в первую очередь компаниям, работающим на строительстве Северного обхода, второго моста через шлюз Новосибирской ГЭС, а также на завершении Ипподромской магистрали.

Всего на строительстве Северного обхода в этом году осваивается около 1,8 млрд рублей. Из них 600 миллионов — дополнительные средства, выделенные поручением Правительства.

Среди проектов, включенных в федеральную инвестиционную программу развития транспорта, — строительство двух магистралей: Юго-Восточного обхода и третьего моста через Обь. Необходимость в этих проектах назрела для областного центра очень давно. На город замыкаются сразу три федеральные автодороги (М-51, М-52, М-53). Как следствие — острая проблема с транзитом с южного направления.

С 2010 года должны начать строительство двух магистралей. От Искитимского района до дороги на НГПУ и далее — к трассе на Кемерово и Томск, так называемый Юго-Восточный обход. Вторая магистраль соединит Толмачевское кольцо через улицу Ватутина с третьим мостом через Обь. Таким образом, у Новосибирска появится сквозная магистраль Запад-Восток, как часть федеральной трассы.

Причем, как отмечает Виктор Толоконский, область строила бы Ипподромскую магистраль и мост через шлюз вне зависимости от федерального финансирования. Во­первых, эти направления чрезвычайно важны для региона, во-вторых, по ним была полная готовность (проекты, обеспечение, ресурсы, мощности, подрядчики). Центр финансирует проекты по принципу "под лежачий камень вода не течет", оценивая собственные усилия территорий. Как результат готовности региона "ввязаться в драку" и отношение федеральной власти. Новосибирская область необходимый эффект произвела.

Вместе с оживлением финансирования основных, системных для региона проектов ожидается приток инвестиций. Причем не только в те сферы, которые охватываются федеральным финансированием (наука, транспорт и инфраструктура), но и в смежные (производство стройматериалов, строительство, промышленность, торговля). И, как ни удивительно, в регион идут серьезные инвесторы, чтобы развивать такие направления, как спорт (есть желающие построить новый ледовый стадион).

Также широкое поле для частных инвестиций — проекты, по которым ограничено участие регионального бюджета, зато есть возможность привлекать ресурсы из федерального инвестиционного фонда. Так, например, происходит с Технопарком. По этой же схеме могут получить старт программа развития добычи антрацитов и многие другие масштабные проекты.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...