Ответный ход: е4-е4
В четверг во второй половине дня на Смоленскую площадь был вызван посол Великобритании Энтони Брентон. Ему вручили ноту - четыре сотрудника британского посольства объявлены персона нон грата. Они должны покинуть Россию в десятидневный срок. Состояние томительного ожидания закончилось: за недружественные действия, предпринятые кабинетом Гордона Брауна, британцы получили тот самый обещанный "адресный и адекватный ответ" Москвы.
"Британский дипломат был проинформирован и о других ответных шагах российской стороны на провокационные и недружественные действия официального Лондона в связи с так называемым "делом Литвиненко", - заявил официальный представитель МИД России Михаил Камынин.
У посла потребовали разъяснения в связи с тем, что британцы объявили о своем намерении ужесточить порядок выдачи виз представителям российских госструктур. Это и есть то, что было названо "адресной" мерой, - до получения ответа российские официальные представители не будут направлять подобные визовые запросы. Но и аналогичные запросы из британских госструктур рассматривать не будут.
В знак протеста против шагов, предпринятых Лондоном в связи с "делом Литвиненко", Россия прекращает сотрудничество с Великобританией по вопросам борьбы с терроризмом. Надо полагать, что эта мера, затрагивающая интересы безопасности простых граждан, окажется самой болезненной для британцев.
Еще раз заявлено: Россия ни при каких обстоятельствах не пойдет на нарушение Конституции и не будет экстрадировать своих граждан по запросу Великобритании - или любых других стран.
Россия будет действовать взвешенно, в полной мере учитывая интересы простых граждан - туристов, участников культурных и научных обменов, журналистов и бизнесменов. "В любом случае Москва не искала размолвки с Лондоном. Занятая новым правительством лейбористов позиция основывается на чем угодно, только не на здравом смысле и на свойственном британцам прагматизме, - сказал Михаил Камынин. - Чего стоит только требование к суверенной демократической стране изменить свою Конституцию - ради выдачи одного гражданина, подозреваемого по делу Литвиненко".
"Трое в лодке, не считая Березовского"
Что писал классик английской литературы Джером К. Джером об отравлении полонием, нравах политических беженцев, дипломатическом скандале между Россией и Британией и перспективах его разрешения.
О собачьей жизни беглого олигарха:
Посмотреть на Монморанси, так он просто ангел во плоти. Он всегда сохраняет выражение "ах-как-плох-сей-мир-и-как-я-хотел-бы-сделать-его-лучше-и-благороднее", которое вызывает слезы у благочестивых старых леди и джентльменов...
Околачиваться возле конюшен, собирать вокруг себя шайку собак, пользующихся самой дурной славой, и водить их за собой по всяким трущобам, чтобы затевать бои с другими собаками, имеющими не менее сомнительную репутацию, — это, по мнению Монморанси, и называется "жить по-настоящему"...
Все честолюбие Монморанси заключается в том, чтобы как можно чаще попадаться под ноги и навлекать на себя проклятия. Если он ухитряется пролезть туда, где его присутствие особенно нежелательно, и всем осточертеть, и вывести людей из себя, и заставить их швырять ему в голову чем попало, то он чувствует, что день прожит не зря.
Добиться того, чтобы кто-нибудь споткнулся о него и потом честил его на все корки, — вот высшая цель и смысл его жизни; и когда ему удается преуспеть в этом, его самомнение переходит всякие границы.
Об отравляющих веществах, с которыми бегают по Лондону:
Мой друг решил отделаться от своей покупки. Он бросил сыр в канал; но его пришлось выловить оттуда, потому что лодочники с барж стали жаловаться. У них начались головокружения и обмороки. Тогда мой приятель в одну темную ночь прокрался в приходскую покойницкую и подбросил сыр туда. Но следователь по уголовным делам обнаружил сыр и страшно расшумелся. Он заявил, что под него подкапываются и что кто-то вздумал воскрешать покойников с целью добиться его отставки.
О межгосударственных отношениях, лидерах стран и их стратегическом партнерстве:
Странная и непостижимая вещь — бечева. Вы укладываете ее кольцами с таким великим терпением и осторожностью, как если бы вы складывали новые брюки, а через пять минут, когда вы снова берете ее, она уже превратилась в какой-то ужасный, омерзительный клубок.
Это обычная история, и всегда она кончается одним и тем же. Тот, кто на берегу занимается разматыванием бечевы, совершенно уверен, что во всем виноват тот, кто ее укладывал.
И оба так злятся, что готовы удавить друг друга пресловутой бечевой. Проходит минут десять — и вдруг распутывающий бечеву издает страшный вопль и начинает бесноваться. Он топчет веревку, потом в остервенении хватается за первый попавшийся под руку кусок и тянет его к себе. Естественно, что от этого все запутывается еще больше. Тогда его товарищ вылезает из лодки и пытается ему помочь, и они толкаются и мешают друг другу. Оба они хватаются за один и тот же кусок веревки, тянут его в разные стороны и никак не могут понять, почему он не поддается их усилиям.
О том, помирятся ли президент Путин, премьер Браун и министр Милибэнд:
До ужина Джордж, Гаррис и я были раздражительны, задиристы, сварливы; после ужина мы благожелательно улыбались друг другу и нашей собаке. Мы любили друг друга, мы любили весь мир. Гаррис нечаянно наступил Джорджу на мозоль. Случись это до ужина, Джордж высказал бы такие пожелания и надежды касательно будущности Гарриса как на этом, так на том свете, которые заставили бы содрогнуться человека с воображением.
Теперь он сказал всего-навсего:
— Полегче, старина! Это моя любимая мозоль.
А Гаррис, вместо того чтобы крайне нелюбезным тоном сделать замечание, что трудно не наступить Джорджу на ноги, находясь всего в десяти ярдах от него; вместо того чтобы посоветовать человеку с ногами такой длины никогда не влезать в лодку обычных размеров; вместо того чтобы предложить Джорджу развесить свои ноги по обоим бортам — вместо этого он просто сказал:
— Ах, дружище, прости, пожалуйста! Надеюсь, тебе не очень больно?
И Джордж сказал:
— Ни капельки! — и добавил, что сам виноват и просит прощения. А Гаррис возразил, что, наоборот, виноват исключительно он.
Плавали, боцман Райс, знаем...
По ходу путешествия по Темзе Джером Клапка Джером весьма неодобрительно отзывался о роли женщин на плавсредствах. Но ему явно повезло: среди истеричных созданий, встреченных на реке, не было барышни по имени Кондолиза Райс. Дама на борту — всегда к неприятностям. Но эта особа способна потопить любую "лодку", особенно если под этим подразумеваются российско-британские отношения.
Вчерашние высказывания Райс по своей логике сравнимы с зычными командами боцмана. Она потребовала: "Россия должна удовлетворить запрос об экстрадиции и Россия должна полностью сотрудничать в этом деле". Кому и что должна Россия? Переписать свою конституцию? Отдельным пунктом внести туда обязательство исполнять все приказы "вашингтонского флагмана"? Но перед этим логично было бы скомандовать англичанам выдать США подданного Великобритании Б. Ахмеда, обвиняемого в создании террористических сайтов. Или исламского проповедника египтянина Абу Хамзу, который в 2006 году был приговорен всего-то к семи годам отсидки в Британии. Американцы считают, что он причастен к "глобальному террористическому заговору". Но британцы почему-то не спешат отправить Ахмеда и Хамзу по морям по волнам за океан.
"Ужасное преступление было совершено на британской земле, и Британии следует найти виновных в этом и вершить правосудие", — считает Райс. Искать-то надо и вершить тоже, но в своей стране и над своими гражданами.
Почему Райс раскачивает упомянутую лодку — тоже ясно. Но если и дальше подзуживать капитана Брауна и его команду, наступать им на "любимую мозоль", то может статься, что не прав был классик Джером. И вместо благодушной мизансцены примирения боевую тревогу сыграют на кораблях другого калибра. Плавали, знаем!
На олигарха покушался человек-невидимка
Владимир Перекрест
"Известия" предприняли попытку выяснить, кто тот человек, который покушался на Березовского и был задержан агентами Скотленд-Ярда.
— В случаях, когда полиция задерживает российских граждан, мы получаем уведомление, — сообщил "Известиям" представитель посольства России в Великобритании. — Мы проверили всю корреспонденцию за полтора месяца и можем сказать: за это время нам не поступало ни одного сообщения о задержанном в Лондоне гражданине России.
Этот период выдался тихим — было лишь несколько задержаний россиян, точнее россиянок, но не в Лондоне, а за его пределами. Быть может, англичане сообщают не обо всех случаях? Нет, заверили "Известия" в посольстве, англичане сообщают о задержании не только россиян, но и граждан бывших советских республик. Не иначе как в Лондоне объявился человек-невидимка.