Кому выгодны высокие цены на хлеб?
В России стремительно растут цены на хлеб. В среднем буханка уже подорожала на рубль-полтора. Чиновники и бизнесмены в один голос говорят, что виноваты высокая стоимость пшеницы на мировом рынке и плохие прогнозы на урожай. Казалось бы, государству пора принять меры - ограничить экспорт или начать зерновую интервенцию. Однако аграрные чиновники делают ровно наоборот. Все в один голос обещают рост цен. А в четверг глава Минсельхоза Алексей Гордеев заявил, что зерно дорожает в связи с "мировой тенденцией". Так же как нефть и газ. Между тем цены на сельхозпродукцию уже вызвали беспокойство президента Владимира Путина. Кому же выгодно пугать страну дорогим хлебом? "Известия" решили это выяснить.
Если послушать Гордеева, то получается, что мы должны чуть ли не радоваться растущим ценам на хлеб. Дескать, инфляция у нас сегодня 5,7%. А хлебобулочные изделия подорожали "всего" на 4,7%. "К тому же хлеб в Европе в 4—5 раз дороже, чем в России. Назовите мне товар, где есть такая разница в цене", — заявляет Гордеев.
Все бы хорошо, да только на Западе хлеб — явно не такой "социальный" продукт, как у нас. Поэтому и цена соответствующая. У нас же государство традиционно "сбивало" цены на хлеб специальными "интервенциями" на рынке. То есть, попросту продавая зерно по низким ценам. Крестьяне этому, конечно, не рады, зато пенсионеры всегда были обеспечены гарантированно доступным продуктом.
Но теперь Минсельхоз, очевидно, не хочет влиять на цены и убеждает всех, что это правильно. "Нельзя делать так, чтобы страдали крестьяне", — заявил в четверг Алексей Гордеев. А как насчет пенсионеров?..
Заметим, что именно заботой об аграриях чиновники прикрывают нежелание как-либо повлиять на ситуацию с ценами. И всеми силами пытаются внушить нам с вами, что подорожание хлеба неизбежно, необходимо и даже... выгодно. Вот только кому? "В краткосрочной перспективе — сельхозпроизводителям", — рассуждает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Но в дальнейшем благоприятная рыночная конъюнктура может сыграть с фермерами злую шутку. "Ведь за ценами на зерно неизбежно подтянутся и другие звенья — цены на "горючку", минеральные удобрения, средства защиты растений", — говорит Рылько.
Пока же аграрии находят массу причин, чтобы убедить государство не вмешиваться в ситуацию. Например, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорит, что Россия — крупный игрок на мировом рынке пшеницы. Поэтому если сейчас запретить экспорт, цены на нее стремительно возрастут. Это действительно было бы опасно, если бы наша страна зависела от иностранного зерна. Однако импорт зерновых сокращается. Для примера: в мае этого года он был на треть меньше, чем в апреле, и почти в три раза меньше, чем в мае 2006 года. Зато экспорт, о благополучии которого так печется "аграрное лобби", наоборот, растет.
Вслед за хлебом — колбаса?
Пока аграрии радуются мировым ценам на зерно, в России цены медленно растут, причем не только на хлеб, но и на муку, макароны. Дорожают и крупы — манка, рис, горох. Вместе с хлебом может подорожать также и мясо и молочная продукция. Ведь коровы и свиньи, как ни крути, такие же конечные потребители зерна, как и мы с вами. Но даже и это еще полбеды. Вслед за этими продуктами цены могут начать подниматься и на все остальные. Скажем, на конфеты и шоколад. Не потому, естественно, что они делаются из зерновых. Просто когда продавцы увидят, что цены на хлеб поползли вверх, ценники на другие товары тоже могут быть быстренько переписаны. Не в меньшую, разумеется, сторону. И все разговоры о низкой инфляции вновь окажутся только на бумаге, а не на полках магазинов.
Но этот мрачный прогноз скорее всего не будет реализован. Потому что и на "аграрное лобби" найдется управа. В четверг это дал понять президент. "Рост цен на некоторые товары сельскохозяйственного производства становится все более ощутимым, — сказал Владимир Путин. — Это меня беспокоит. Посмотрим, как мы будем выходить из этой ситуации..." Министры, к которым он обращался, получили повод для размышлений.