Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Аналитики рассказали о росте объема рынка шеринговых сервисов в России
Мир
В Катаре заявили о работе над достижением стратегического партнерства с РФ
Мир
В Иране задержали более 200 человек по делу о контрабанде топлива
Армия
Путин присвоил Евкурову и Горемыкину воинское звание генерала армии
Политика
В МИДе заявили об открытости Москвы к переговорам с Киевом
Мир
В Ирландии указали на главную угрозу европейскому миру
Мир
Нетаньяху заявил о приближении сделки по Газе после событий в Сирии
Мир
Абхазия попросила Россию возобновить социальные выплаты в стране
Мир
В МИДе рассказали о реакции Запада на планы РФ разместить «Орешник» в Белоруссии
Мир
Эксперт назвал причину визита кандидата в канцлеры Германии Мерца в Киев
Мир
В Нидерландах начал действовать шестимесячный пограничный контроль
Политика
Политолог указал на роль Запада в политическом кризисе в Сирии
Мир
В ООН высказались по поводу инициативы Путина
Общество
В Москве приостановили деятельность одного из ресторанов «Моремания»
Мир
Иран призвал Совбез ООН не игнорировать оккупацию Сирии израильтянами
Мир
Путин указал на приверженность России задаче укрепления ОДКБ
Общество
В Москве за 2024 год совершили почти 2 тыс. коррупционных преступлений
Мир
Фицо заявил о непобедимости России в военном плане

Зато "шахид-такси" всегда дешевле

В среду "Известия" сообщали о том, что председатель Мосгордумы Владимир Платонов обратился в Ген-прокуратуру с просьбой дать оценку содержанию листовки "Нелегальное такси, нам не по пути", тираж которой раздавали москвичам члены молодежного движения "Местные".
0
"Дружба народов" в Москве крепчает летом, когда для граждан бывших советских республик здесь открывается "трудовой фронт" (фото: Роман Мухаметжанов)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В среду "Известия" сообщали о том, что председатель Мосгордумы Владимир Платонов обратился в Генпрокуратуру с просьбой дать оценку содержанию листовки "Нелегальное такси, нам не по пути", тираж которой раздавали москвичам члены молодежного движения "Местные".

На листовке изображена девушка славянской внешности, отказывающаяся подсесть к водителю-кавказцу в "Жигули" со словами: "Нам не по пути!". Судя по жаркой дискуссии, которая разгорелась на эту тему как на сайте "Известий", так и среди журналистов нашей редакции, тема москвичей зацепила.

Действительно, городской закон "О такси" до сих пор не принят, и рынок частного извоза остается в столице одним из самых "черных" - в смысле ведения бизнеса. По экспертным оценкам, сегодня в Москве работает около 4 тысяч лицензированных таксистов и более 40 тысяч частников. Весомую часть "нелегалов" составляют наши гости с юга, плохо знающие город, зато хорошо умеющие выжимать газ на старых авто, рассыпающихся на ходу, из-за чего москвичи давно прозвали эти колымаги "шахид-такси". Зато и цены у них процентов на 20 ниже.

Кстати, опасения, что ездить с кавказцами опасно для кошелька, в ГУВД Москвы отвергают - напротив, нападений на таксистов гораздо больше, чем разбоев с их стороны, и национальность здесь ни при чем. Шпана знает, что какие-то деньги у таксистов обязательно есть, вот их и грабят. Иногда даже убивают, чтобы завладеть машиной.

Закон "О такси", который обещают принять осенью, как раз и нацелен на то, чтобы ловить машину стало безопаснее, - право на извоз получат лишь те, кто сдаст экзамен на знание Москвы, русского языка, принесет справку от психиатра и чья машина пройдет специальный техосмотр и будет оборудована счетчиком.

А пока мы голосуем на дороге наобум и получаем массу впечатлений. Как позитивных, так и пугающих.

Водитель-джигит: благо или риск?

PRO

Садиться или нет в машину к водителю-кавказцу? А в чем вообще проблема? У нас - свободная страна, рыночная экономика. Хотите - садитесь, хотите - нет. Свобода выбора. Затевать по этому поводу дискуссию общенационального масштаба, как пытаются это сделать некоторые наши "патриотические" организации, смешно.

Я, например, водителей-кавказцев люблю. Хотя бы за то, что они почти никогда не торгуются. Кавказцу говоришь: "Университетский, сто пятьдесят" (то есть 150 рублей от Пушкинской площади до Университетского проспекта), и он безропотно соглашается. А водитель-славянин часто начинает канючить: "Ну, хотя бы двести". Или всю дорогу упорно доказывает, что быстрее ехать через Ленинский, а то и через Новый Арбат. Хотя я точно знаю, что к моему дому быстрее - через Комсомольский. Кавказец же свой маршрут навязывать не станет. Он послушно поворачивает туда, куда ему скажешь. Ну, не знает гость Москвы, где Остоженка... И что здесь страшного? Ты-то знаешь.

А еще с кавказцами интересно поговорить. Вчера вечером вез меня азербайджанец на старых "Жигулях". За 15 минут успел рассказать мне про погоду в Баку и его родном Сумгаите, про состояние каспийских пляжей, про то, что на родине он получал 200 долларов в месяц, а чтобы прокормить троих детей, нужно 500, про баснословно дешевые фрукты на бакинских рынках и про подорожавшее мясо. И про то, куда, по его мнению, утекают азербайджанские нефтедоллары, в чьих карманах оседают. Такой вот мини-экскурс. Для журналиста-международника особенно полезный.

Очень нравится мне ездить и с водителем-грузином. Его почти безошибочно можно определить по внешности и акценту. И сразу завязать беседу, вспомнить про последнюю поездку в Тбилиси, спросить, как относится к Саакашвили. Много интересного можно услышать в ответ.

Бывает, конечно, что своим любимым кавказцам я изменяю. Во-первых, иногда и водитель-москвич, которому ехать на Юго-Запад по пути, соглашается на 150 рублей. А во-вторых, когда ты устал, иногда хочется расслабиться, помолчать, не объясняя ежеминутно, где повернуть направо, а где налево под стрелку. И тогда я ищу глазами брата-славянина с московскими или подмосковными номерами и говорю ему: "Университетский, двести".

Максим Юсин

CONTRA

Мне приходится ездить на "такси" не реже одного-двух раз в неделю, и в 100% случаях на поднятую руку останавливаются не официальные такси с "шашечками", а "Жигули" двадцатилетней давности с водителями "кавказской национальности". Как исключение - "среднеазиатской национальности". Эти частные извозчики имеют ряд преимуществ перед такси официальными: они вдвое, а то и втрое дешевле, они всегда рядом и долго "ловить" их не приходится, они ездят быстро и, хоть и с акцентом, всегда говорят "спасибо" и "пожалуйста", а в конце поездки желают успеха.

Однако ездить с ними, несмотря на все перечисленные плюсы, мне не хочется. Потому что они везут меня на разваливающихся "Жигулях" модели "копейка" ("фиат-124", "автомобиль года -1967"), ездят слишком быстро и с немыслимыми маневрами, которые, может быть, хороши на Военно-Грузинской дороге или в долинах Терека, но крайне подозрительны на московских трассах. И тем не менее я сажусь в "копейку" и еду, уперев ноги в грязный пол и схватившись руками за драное сиденье. Не могу же я сказать гордому джигиту, что я с ним не поеду. И я еду и мучаюсь, но ксенофобия здесь абсолютно ни при чем - я в 2007 году просто не хочу ехать на древнем авто ни с кавказцем, ни с самым чистокровным русаком, прабабушка которого была еще крепостной графа Шереметева. И что же делать в такой ситуации?

Разумеется, заявлять "нам не по пути!" нельзя, это оскорбление. Значит, во-первых, надо заставить гаишников не выдавать талон техосмотра "копейкам" и аналогичным образцам гордости отечественного автомобилестроения - не нужно быть Ломброзо, чтобы даже по внешнему виду определить, на каких машинах ездить уже давно нельзя. Во-вторых, той же ГИБДД надо более строго подходить к выдаче прав и обязательно устраивать пересдачу экзамена, если права выданы в другом городе, даже не обязательно в Сухуми или Нахичевани. Здесь нет никакой дискриминации, автомобильное движение в Москве абсолютно уникально, нигде в стране нет такого количества и потока автомашин.

А пока ГИБДД не наведет порядок, можно хотя бы попросить водителя ехать потише - хочется, мол, подольше побыть в вашей компании и поговорить с вами "за жизнь".

Петр Образцов

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир