Воду - матросам, терминалы - бизнесменам
Летать на юг России станет гораздо удобнее - через несколько лет на Черноморском побережье появятся три современных аэропорта. "Задача простая только на словах", - признал в среду первый вице-премьер Сергей Иванов, изучив огромное перекопанное пространство, на котором уже к следующему лету должен открыться аэропорт Геленджика.
Взлетно-посадочную полосу уже почти целиком залили, следуя немецким технологиям, новомодным для этих целей асфальтобетоном, который обещает более мягкую посадку и более редкую нужду в ремонте. Тем страннее выглядят сохранившиеся посреди асфальтобетона островки поселка, который раньше был на этом месте. Например, продавать принадлежащую ему собственность отказался хозяин кафе, и в итоге заведение стоит на огромной, метров пятнадцать в высоту, земляной колонне посреди глубокого котлована. Заглянуть в кафе теперь можно разве что с подъемного крана, но хозяин все равно за собственность держится. Как и владельцы домов, оказавшихся ровно посреди полосы.
- А где инвестор? - вроде как в воздух бросил Иванов.
И инвестор вдруг материализовался откуда-то из-за спин журналистов - в стильно-небрежном пиджаке, рубашке без галстука и непроницаемых черных очках. Это был, естественно, глава "Базового элемента" Олег Дерипаска, записавший в число своих активов и аэропорты юга.
- Мы уже договорились о выкупе, - заверил он, давая понять, что все проблемы с землеотводом скоро будут решены.
- Некоторые просто пытаются нажиться, - ответил Иванов, видимо, предупреждая магната от излишней щедрости.
Строительство самой полосы должно быть завершено до конца декабря, здания аэропорта и всех необходимых служб - до конца мая ("сделаю, красиво будет", - пообещал инвестор). Некоторым пассажирам планируют создать особые условия - и построить "правительственный павильон, включающий в себя зону обслуживания президента". "Это - первый новый российский аэропорт", - подчеркнул Иванов. То есть первый, который строится "с нуля". Реконструкция в Адлере близка к финалу, а скоро начнется обновление аэропорта в Анапе.
Тему портов продолжили уже непосредственно на море, в Новороссийске. Три года назад Иванов, будучи министром обороны, инициировал федеральную целевую программу строительства в Новороссийске пункта базирования кораблей Черноморского флота. В среду, уже как первый вице-премьер, приехал посмотреть, что вышло.
Глубоководные причалы в Новороссийске скоро будут готовы, но, подчеркнул в среду Иванов, это далеко не все, что нужно. "А где железная дорога? Как вы будете свои грузы возить?" - останавливал рапорты военных моряков первый вице-премьер. Те после долгих колебаний признались: провести "железку" мешает находящийся рядом цементный завод (губернатор Краснодарского края Александр Ткачев выразительно переглянулся все с тем же Дерипаской). Иванов же призвал к максимальной специализации черноморских портов: уголь - через Туапсе, нефть и остальные грузы - через Новороссийск, паромы - через порт Кавказ. А сочинский порт сделать местом "парковки" роскошных круизных лайнеров - и превратить их на время Олимпиады-2014 в плавучие отели.
- Мы должны создать такие условия экономической деятельности в наших портах, чтобы они были не хуже, чем у наших партнеров, конкурентов, союзников, — призвал Иванов на завершавшем программу его поездки заседании Морской коллегии. - Называйте это как хотите. Но без этого ни один перевозчик, каким бы патриотическим он ни был, в наши порты не зайдет.