Землю под жилые дома "умыкнули" чиновники
Земли в России просто девать некуда, не устают повторять наши власти. Строй не хочу. Их бы устами можно не один квадратный метр на человека в год сдавать, а все два-три. Но парадокс в том, что свободные участки под жилые комплексы буквально наперечет. А все потому, что раньше землю продавали безо всяких аукционов, "своим", и дома для людей на ней, понятное дело, никто не строил. В среду участники селекторного совещания у первого вице-премьера Дмитрия Медведева обсуждали, как вернуть в оборот государственную собственность.
Сколько на распродаже земли "по договоренности" заработали чиновники, подсчитать невозможно. Не пытался в среду и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, отметив лишь, что эти участки "превратились в личный капитал глав муниципальных образований" (землю, как известно, у нас распределяют местные власти). Явление это приобрело такой размах, что с 1 октября 2005 года "лавочку" прикрыли. С того момента, согласно Земельному кодексу, распределять землю под жилищную застройку чиновники обязаны исключительно на аукционе и никак иначе. Прозрачные условия, заявки, торги - все как положено.
Теперь пора вернуть ту "спрятанную", по словам Медведева, землю, ведь надо же как-то выполнять введенные президентом нормативы по вводу жилья (один квадратный метр на человека в год). Участки эти сейчас либо пустуют, либо используются не по назначению. К примеру, только в Калининградской области "пропали" 3—3,5 млн квадратных метров земли и всего 450 тыс. из них сейчас подготовлены под застройку.
— Мне бы хотелось узнать у вас, как земли возвращаются в оборот, что на них делается, идет ли строительство, — обратился первый вице-премьер к губернаторам Южного, Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов.
Региональные чиновники скорбно кивали и признавались, что проблема есть.
— Некоторые товарищи захватили участки земли, где есть инфраструктура, — констатировал факт первый зампред правительства Якутии Василий Грабцевич. — Сейчас идет возврат.
— Это как раз те, что умыкнули тогда? — еще раз уточнил Медведев и довольно кивнул, услышав положительный ответ.
— На территории крупных городов проблему имеем. Провели инвентаризацию, вопрос решаем, — отчитался и.о. губернатора Приморья Александр Костенко.
— Будем нехороший этот факт ликвидировать, — потупился губернатор Волгоградской области Николай Максюта. В области, кстати, по данным Росстроя, до сих пор вся земля распределяется "налево". Из 43 участков за первый квартал 2007 года только один был продан на аукционе. А в Кабардино-Балкарии с начала года на торги не выставлялся вообще ни один лот.
— Это не то направление, в котором надо двигаться. Это значит, что ничего не меняется. А раз так — долбать надо! — дал Медведев руководство к действию.
Методы возврата муниципальной собственности в среду на совещании публично не обсуждались. Дмитрий Медведев лишь упомянул о возможности привлечения к проверкам контролирующих органов. Есть, впрочем, и другой способ приструнить недобросовестных покупателей, но в его эффективности власти сомневаются. Сейчас, если земля три года не используется, ее можно изъять, а если сократить этот срок до года, как предлагают губернаторы, ситуация может исправиться.
В правительстве над этой идеей пообещали подумать, но в любом случае, по словам Медведева, "этот коррупционный узел надо разрубить". Аукционы — это хорошо, убеждал чиновников первый вице-премьер: муниципалитет получит лишний доход в бюджет, а застройщик — разрешение на строительство уже в течение месяца. Но ведь конкретный чиновник ничего не получит...