Футбольный телекомментатор Геннадий Орлов: "Меня целый год называли Лавровым"
В перерыве чемпионата России в клуб болельщиков "Зенита" имени Кирилла Лаврова, который открыт при петербургской редакции "Известий", пришел футбольный телекомментатор "5-го канала", заведующий кафедрой футбола Университета физкультуры и спорта имени Лесгафта, кандидат педагогических наук, мастер спорта Геннадий Орлов. В разговоре с журналистом "Известий" Олегом Рогозиным он ответил на вопросы читателей, полученные накануне редакцией, рассказал о своих встречах со знаменитым актером К.Ю. Лавровым, дал прогноз на исход чемпионата и отборочных игр сборной России и сделал сенсационное заявление.
вопрос: Первый вопрос от читателей: где учат профессии спортивный телекомментатор? Как вы им стали?
ответ: В России на спортивного телекомментатора не учат нигде, и в мире я тоже не знаю таких примеров, хотя специально исследовал этот вопрос. Комментатора я считаю академиком журналистики — нужно освоить всю систему жанров и знать предмет. А футбольный комментатор явление вообще уникальное. Важно, чтобы что-то было за спиной. Конечно, могут быть исключения. Я же был мастером спорта по футболу, работал в спортивной журналистике, когда объявили конкурс на место скончавшегося знаменитого в 50—70-е годы комментатора Виктора Сергеевича Набутова. Претендентов было человек 200, повезло мне.
Комментатор работает в прямом эфире, а слово — не воробей, не поймаешь. Мы делали сотни мониторингов. И всегда — до 5 процентов оговорок. У всех! Но в этом и прелесть. По большому счету, настоящий комментатор тот, кто попал в трудное положение и смог из него успешно выйти.
в: Как вы относитесь к организации клуба болельщиков имени Кирилла Лаврова при "Известиях"?
о: Великолепная идея. С Кириллом Юрьевичем я общался на протяжении всей своей журналистской деятельности. Он обожал футбол и всех людей, к нему причастных. Особенно запомнилась поездка в Тбилиси, чтобы отметить 75-летие Котэ Махарадзе, замечательного футбольного комментатора. Празднование проходило на самом высоком уровне, вместе с юбиляром во главе стола сидел тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварнадзе. Кирилл Юрьевич был посажен среди самых почетных гостей — его любили везде. И сам он был исключительно человеколюбивым: за годы, когда возглавлял БДТ, не уволил из театра ни одного человека! Это о многом говорит.
Кстати, меня в начале моей журналистской деятельности год называли Лавровым. Как-то я взял интервью у Кирилла Юрьевича, он уже был знаменитым, и подписал: народный артист РСФСР. Как, оказалось, поторопился. Интервью напечатали. В тот же день в "Ленинградскую правду" главному редактору позвонил Георгий Товстоногов и поинтересовался: "А где вы видели указ о присвоении звания?"
В результате меня лишили гонорара, и всю выпускающую бригаду — премии. С тех пор меня целый год в "Ленправде" называли Лавровым. Интересно, что указ о присвоении актеру звания народного артиста вышел через два месяца после этого случая.
Незабываемыми остаются футбольные матчи между БДТ и редакцией "Вечерки", такие встречи проводились целое десятилетие. В команде БДТ играли сплошь заслуженные и народные артисты. Кирилл Юрьевич был их непременным участником, капитаном команды и даже организатором. Товстоногов был против, боялся, что артисты получат травмы (и такое случалось, например, артисту Караваеву после одного из матчей перед выходом на сцену синяк под глазом тщательно гримировали), но Лавров умел его убедить.
в: Как вы оцениваете сегодняшних болельщиков "Зенита"?
о: Без эмоций болельщиков, конечно, футбол — не футбол. Но последнее время они стали подражать итальянским тиффози — зажигать файеры, взрывать петарды. Я опасаюсь: не следствие ли это того, что мы на петербургском телевидении в начале 90-х организовали трансляции матчей итальянского чемпионата? 75 игр в прямом эфире!
Получается, у наших болельщиков итальянский темперамент. Но многие из них сегодня не знают игроков, не разбираются в правилах, а приходят на стадион выпить пива да с ОМОНом подраться. Сегодня на футбол я бы свою внучку не пустил: мат кругом, толкнуть могут. А это "у-у-у" в адрес темнокожих футболистов! Откуда это в Петербурге? Это же стыдно! Такое надо лечить любым способом.
Еще мне не нравится истерия, которая нагнетается вокруг судей. Первое, что тренеры и игроки проигравшей команды говорят после матча: судьи виноваты. Свою игру не разбирают, ищут виновников на стороне. Это очень плохо для футбола.
в: Еще вопрос от читателей: что в футболе первично — игроки или тренер? Или, как в случае с "Зенитом" — президент клуба Фурсенко?
о: Сергей Александрович много сделал для команды, он очень старается. Приглашен известный в мире тренер, приобретены игроки, которые вывели команду на первое место. Ведь главное в футболе — исполнительское мастерство. И у "Зенита" в последних турах игра пошла.
Недавно разговаривал с Андреем Аршавиным. Спросил о самочувствии. Он ответил: "Стало охота играть". Конечно, это связано и с его физическим состоянием. Если нет физической формы, не сыграешь. Будешь мучиться.
А в команде первичен тренер, это главная фигура в спорте. Он ставит игру. Дик Адвокат, когда пришел в "Зенит", поступил так, как делают все профессиональные тренеры: отодвинул нескольких "князьков" (ну, можете назвать их лидерами), которые правят командой изнутри. Вы же видели, что при Петржеле не тренер управлял командой. Адвокат сразу дал понять, кто главный. Это жестко, но правильно. Так поступали Лобановский, Бесков, Тарасов в хоккее — все наши лучшие тренеры. Так же делает сейчас Анатолий Бышовец в "Локомотиве". Дима Лоськов — известный футболист, но сегодня его в команде Бышовца уже нет. Потому что неподчинение тренеру создает атмосферу анархии в коллективе. Но есть и другая особенность Адвоката, на мой взгляд, не лучшая. Дик чаще всего работает только с "готовыми" футболистами. За год его работы в "Зените" мы не видели, чтобы из молодого футболиста получился перспективный игрок основного состава. И еще. Тренер добивается большего успеха тогда, когда тактика игры исходит из возможностей исполнителей, а не наоборот.
в: Как вы в целом оцениваете развитие российского футбола?
о: Я хотел бы сделать через вашу газету заявление. Давайте проведем эксперимент: на два-три года закроемся от иностранцев, будем проводить чемпионаты России без привлечения легионеров. Для роста наших молодых футболистов это было бы просто здорово. Вот, например, в "Зените" — более десятка иностранцев. А где же нашим молодым футболистам мастерство оттачивать?! Дошло до того, что на некоторые позиции для сборной практически нет кандидатов. В защите, например, играть, кроме братьев Березуцких из ЦСКА, в сборной некому. Поэтому такая у меня идея: поиграть без легионеров и поднять наш футбол.
в: Заявление, прямо скажем, сенсационное. А каковы, на ваш взгляд, перспективы сборной на выход в финальную часть чемпионата Европы?
о: Очень сложно будет. У нас впереди матчи с англичанами. Хорошо, если Дэвид Бекхэм "загуляет" в Лос-Анджелесе. Если же он будет в форме, нам придется плохо. Но самый страшный матч — один из последних — в ноябре с Израилем. Эта команда играет в более быстрый футбол, игроки техничные. На своем поле они здорово выступают. Поэтому расцениваю шансы на выход сборной России из группы как 50 на 50, хотя пока мы опережаем англичан и израильтян.
в: А ваш прогноз на выступление "Зенита" в чемпионате страны?
о: Я не вижу причин, почему "Зенит" не может стать чемпионом в этом году. Для этого руководством клуба все сделано. Если не выиграем чемпионат — это будет большая неудача. Мой оптимизм основывается на том, что у нас есть такие игроки, как Аршавин, Домингес, Текке. Они держат мяч, могут решить исход матча одним своим игровым действием. Ведь в первом круге мы на выезде взяли больше очков, чем дома. И забили больше всех мячей, значит, атаковать умеем.
в: А с защитой что делать?
о: Считаю, что Хаген и Крижанец — не игроки для "Зенита". Они медлительны, не успевают за нападающими, поэтому много фолят. Вот мы и получаем опасные штрафные и пенальти в свои ворота. Защиту надо укреплять.
Но самое больное сегодня для "Зенита" то, что никто не думает, какой будет команда завтра. Решаются сиюминутные задачи, а для будущего ничего не делается. Еще два года назад обещали сделать манеж у футбольной школы "Смена". Из этой школы поступает пополнение для "Зенита", но клубу она не подчинена. Это плохо, нет выстроенности в подготовке кадров для главной команды. В городе должна быть возведена футбольная пирамида. Как минимум две команды играют в премьер-лиге. Еще три — в первой. У нас пятимиллионный город, а вторая команда играет во второй лиге, и мы гадаем, выйдет она в первую или нет.
Нет стадионов, нет полей. Что делается со стадионом "Динамо" на Крестовском острове, это же позор! Город и центральный совет "Динамо" не могут разобраться, кто будет этим стадионом заниматься. Городу он вроде и не нужен. Чиновникам ,может, и не нужен, а людям-то нужен. А ведь это исторический стадион. Здесь играли в блокаду, демонстрировали несгибаемость силы духа защитников города. Если по-человечески — нужно сделать там небольшой музей, но главное — привести в порядок поле, построить стадион тысяч на десять — для футболистов, для горожан. Вот на чем надо воспитывать патриотизм.
Нет научной обеспеченности. Почему игроки набирают оптимальную форму к середине сезона? Не странно ли? Рональдинио в "Барселоне" проводит 70 игр за сезон. Наши игроки по 40, максимум 50, то есть меньше на 20—30 игр. Поэтому проваливаются, когда начинают на Кубок УЕФА играть. Я спрашиваю скаутов "Милана": "Почему Аршавина не хотите к себе взять — лучшего игрока России?". Отвечают, он не держит высокий темп игры все 90 минут. Так же, как все остальные игроки сборной страны, поэтому команда и не может играть в одном темпе весь матч. Я говорю о высоком темпе.
Футбол же очень тонкая материя. Как в театре создать спектакль. Игрок формы не набрал, или в руководство команды пришел дилетант — и нет игры, нет спектакля. И дело это не одного года.