Кого берут в горные стрелки
Парковка, детская площадка и полностью меблированная квартира - именно так должен выглядеть военный городок для военнослужащих горных бригад, формирование которых сейчас завершается на Северном Кавказе. Предполагается, что эти бригады полностью закроют Кавказский хребет для террористов, контрабандистов и торговцев наркотиками.
В минувшие выходные одну из будущих горных бригад инспектировал министр обороны Анатолий Сердюков. Сверху, из вертолета, карачаево-черкесский поселок Зеленчукская больше похож на швейцарский курорт: аккуратные кирпичные домики под красными крышами, зеленые газончики... Но это не база отдыха, а самая современная российская воинская часть.
Здесь, в лесу на границе с Грузией, за четыре года военные строители возвели целый город. Через месяц он примет около 2 тысяч спецназовцев. Которые, как отметил президент Владимир Путин, "будут одним из элементов обеспечения безопасности не только в Кавказском регионе, но и в том числе, возможно, во время зимней Олимпиады в Сочи". Всего бригад будет две. Одна в селении Ботлих в Дагестане (252 км к юго-западу от Махачкалы) и возле станицы Зеленчукская в Карачаево-Черкесии (75 км от Черкесска). Их общая численность - 4566 человек.
Шкаф-купе для офицера
Горные бригады - одно из самых показательных подразделений Российской армии. Это не только самое современное обмундирование и специальное снаряжение, вооружение и военная техника, но и новый подход к размещению военнослужащих.
- Солдаты-контрактники, офицеры с семьями приедут на все готовое, - рассказывает спецстроевец старший лейтенант Дмитрий Скляров. - Буквально с одним чемоданом. На месте для каждого из них будут не только благоустроенные квартиры, но и мебель в каждой из них.
- Что-то вы маленькие шкафы поставили, - профессионально подмечает недостатки офицерских квартир Анатолий Сердюков. - Кто в них спрячется?
- Давайте ставить шкафы-купе, - шепчет кто-то из сопровождающих министра генералов. - Сделаем зеркальные двери. В помещении еще объема добавится...
- А где парковки? - оглядывает территорию вокруг домов Сердюков. - Куда народ машины будет ставить? Под окна, что ли? Моя, например, тут не поместится...
- Ваша-то, конечно, - соглашаются за спиной у министра.
- И сделайте больше детских площадок, - напоминает о демографическом напутствии президента министр обороны.
Но военный городок пока пуст.
- Мы только неделю как сюда приехали, - рассказывает старший сержант Дмитрий Батрак. - Комплектование личным составом только начинается. Так что толком разобраться в том, что здесь да как, я еще не успел. Но могу сказать, что таких бытовых условий нигде в Российской армии нет.
Дмитрий заключил уже второй контракт с Минобороны. И, как признается, в горные стрелки решил пойти не только из-за романтики.
- Здесь платят повышенное денежное довольствие, - говорит он. - Есть дополнительные выплаты за так называемые горные условия и сложность службы.
Денежное довольствие солдата или сержанта, служащих по контракту, по гражданским меркам невелико - 13 тысяч рублей. Есть премиальные надбавки, социальные выплаты и компенсации. В целом где-то в районе 20 тысяч. В перспективе после трех лет службы можно войти в ипотечно-накопительную систему для военнослужащих и купить квартиру за госсчет в любой точке России. Правда, тогда придется связать жизнь с армией не менее чем на 20 лет.
Почему военные отказались от ослов
Алексей - спецназовец Главного разведывательного управления. Просит лицо не фотографировать, звание и фамилию не упоминать, деталей службы не выспрашивать. Зато о форме и экипировке говорит с удовольствием.
- Все, что у нас есть, мы заказывали сами, - признается он. - Камуфляж шили в России, но по американским меркам. Индивидуальные средства связи и навигации есть у каждого бойца.
- Это самое лучшее, что есть в мире, - говорит начальник Тыла ВС Владимир Исаков. - По поводу выбора снаряжения мы специально консультировались со специалистами. В выборе альпинистского снаряжения - с Федерацией альпинистского спорта. Ботинки, куртки и прочие вещи выбирали на основе пожеланий самих военнослужащих, причем не генералов, а солдат. Многое снаряжение импортное, дорогое. Полный комплект на одного солдата обходится в 140 тысяч рублей, но если мы действительно хотим иметь хорошо экипированные, профессионально подготовленные подразделения, по-другому нельзя.
Кроме обмундирования у горных стрелков будет и особая "спецтехника": вьючные животные. В каждой бригаде по сотне лошадей для транспортировки вооружений и припасов в горах. Сначала военные, правда, хотели закупать ишаков, но потом передумали.
- Ослы слишком упрямы, и у них чувствительная нервная система, что может привести к срыву боевой задачи, - поясняет начальник ветеринарно-санитарной службы Вооруженных сил Юрий Боев.
Формирование и обустройство горных бригад обошлось бюджету страны в 12,8 млрд рублей. Но, как признаются военные, иначе было нельзя. Ведь это не парадно-маскарадные части, а принципиально новые, высокоэффективные боевые подразделения, способные действовать в любых погодных и географических условиях. Как сообщил начальник ГРУ Валентин Корабельников, к 1 декабря обе бригады будут полностью укомплектованы военнослужащими и приступят к полноценной боевой подготовке. На Кавказе начнется совсем другая жизнь.
Появлением таких бригад США обязаны СССР
В ноябре 1939 года, после начала советско-финской войны, президент Национального лыжного патруля США Чарльз Минот Доул увидел, что успешным действиям финнов против советских танковых частей способствуют военные, которые передвигаются на горных лыжах. Увиденное заставило Доула обратиться к Министерству обороны США с просьбой начать тренировку американских горных бригад. Подобные формирования начали создаваться в 1940 году. В настоящее время американские горные стрелки укомплектованы в составе 10-й Горной дивизии.
Американские горные стрелки принимали участие в операциях в Боснии, Сомали, Ираке и Афганистане.