Пробу негде ставить?
Покупая кольцо с бриллиантом или даже просто тоненький золотой браслет, не стоит терять бдительность. Тем более если вы вдруг решили купить это сокровище не в специализированном салоне, а в месте, скажем так, сомнительном... Как правильно выбрать ювелирное украшение? Оказывается, главное - усвоить несколько уроков. Что и сделал корреспондент "Известий" Евгений Стрельцов.
Российская особенность
На Западе рынок золота делится на несколько уровней. Есть известные марки - дорогие и престижные, а есть семейные магазины, в которых из поколения в поколение частные ювелиры делают свои, ни на что не похожие изделия.
В России все по-другому. Частных семейных ювелирных фирм у нас попросту нет - обрабатывать золото могут только крупные компании. Дорогие западные ювелирные марки в России хорошо представлены, но они доступны лишь 5-7% населения. Немного у нас и магазинов, предлагающих качественный, но доступный по цене товар. Зато у нас есть специфическое направление ювелирного рынка - базар. Здесь продают контрабанду, в основном из Турции, Китая, ОАЭ. Везут чемоданами. Это может быть латунь, серебро, а может быть и золото.
Надо еще иметь в виду: только у нас изделия из золота с бриллиантами продаются с бирками, где можно просто стереть и написать карандашом другой вес и цену. Стоит ли напоминать, что не стоит покупать такие изделия даже с бирками, скажем, в подземном переходе?!
Если бриллианты и золото выпущены крупными российскими компаниями, то вас скорее всего не обманут, рассказал гендиректор Московского ювелирного завода Денис Адамский . Если же вы покупаете изделие в ООО "Рога и копыта", то скорее всего золото будет из Китая, а камень - из Гонконга, куда свозят на биржу драгоценные камни со всей Азии. Они могут быть снабжены сертификатом, но подлинности это не гарантирует.
Без камней
Цепочка, браслет или обручальное колечко - все это должно в первую очередь просто нравиться. Если душа лежит, то это уже само по себе хороший критерий качества. Но есть признаки и менее субъективные.
Надо проверить каратность (по-русски это называется проба). Это можно сделать двумя способами, поскольку на каждом ювелирном изделии, согласно законодательству, стоят две печати.
Первая - это специальная печать производителя, ее называют "именник". В хороших ювелирных магазинах есть справочники таких печатей. Посмотрите на нее при помощи лупы - соответствует ли печать производителю, указанному в бирке от изделия. Выяснив производителя, можно проверить в интернете историю предприятия.
Вторая печать ставится российской пробирной палатой, которая проверяет каждое ювелирное изделие на содержание золота и подтверждает его. Она должна быть четкой и ясной.
"Цветники"
Так ювелиры называют изделия с цветными камнями - рубинами, топазами, аквамаринами и т.д. К золоту в таких изделиях требования такие же, как и в изделиях без камней. Но кроме того, в документах должны быть указаны характеристики камня, название, вес, чистота, шлифовка.
В самом крайнем случае в чеке или сертификате должно быть указано название камня и вес. Недобросовестные продавцы очень часто используют внешнюю схожесть камней. Например, недорогой цитрин похож на золотистый топаз...
Бриллианты
"Лучшие друзья девушек" - самые дорогие камни, которые часто стоят больше, чем их золотая оправа. У бриллианта четыре главных параметра: вес, чистота, цвет и качество огранки. К каждому изделию должен прилагаться сертификат пробирной палаты России или международных организаций, например Американского геммологического института - GIA.
Однако надо быть уверенным, что сертификат именно от этого камня, а не от другого, с лучшими характеристиками, но таким же весом.
Бриллианты самой лучшей огранки - excellent. Здесь параметры чистоты и цвета обычно высокие. Именно такие камни считаются "инвестиционными" - камень размером в 5 карат может стоить полмиллиона долларов. А на самом деле это всего лишь горошина, которую можно положить в карман и улететь на другой континент.
Другое дело "потребительские" бриллианты. Третий класс чистоты, третий класс цвета. Западные и российские параметры немного отличаются. На Западе принято буквенное обозначение цвета и чистоты. В России - числовое. Если по западным стандартам цвета самая высшая категория D, то в России это 1. Чем больше номер - тем хуже качество и цвет.
Завтрак с Tiffany и без
Анна Каледина
1. Не доверяйте выбор "друзей" мужчинам
Как говорила героиня фильма "Москва слезам не верит", если у мужчин есть дела, то пусть займутся ими. Обращаюсь исключительно к женщинам. Ведь уже более пятидесяти лет все мы уверены, что бриллианты - именно наши лучшие друзья. Кстати, дружить хорошо также с сапфирами, изумрудами и т.п. Но главное - с мужчинами, которые могут эти дружеские отношения проспонсировать. Только избави бог доверить мужчинам выбор украшений.
Конечно, бывают исключения. Но... слишком часто представители сильного пола к этому важнейшему мероприятию подходят формально - важен факт покупки "ювелирки", а не само изделие. Например, муж моей подруги в кои веки презентовал ей кулон с малюсеньким фианитом, который упорно именовал бриллиантом. Убожество редкое, всем своим видом вопиющее: "Я - дешевка". "Вершина" ювелирного мастерства моментально упокоилась где-то в недрах письменного стола. Зато муж подруги гордо рассказывает, что подарил жене кулон с бриллиантом, и жутко обижается, что она его не носит.
2. С камнем нужен личный контакт
Не стоит приобретать украшения (особенно с драгоценными камнями) по каталогам, в ТВ-шопах или через интернет. Ведь, скажем, домашнего питомца таким образом выбирать вы не станете? Понятно почему - живое существо, с которым должен возникнуть контакт и притяжение. А драгоценные камни, между прочим, тоже живые. Поэтому важный этап при выборе украшения - примерка. Надеваешь на палец кольцо - и ощущаешь его тепло. То ли камень начинает, как говорится, играть. И вы "заиграете" по-новому. Случается, что и глаза, и кожа, и даже волосы кажутся изменившимися в цвете, если вы удачно подобрали украшение.
3. К хорошему надо приучать себя с детства
Когда на взрослой женщине я вижу бижутерию или какие-нибудь яркие деревянные бусики, то мне становится не по себе. Может, я и консерватор, но по мне - так лучше вообще не носить украшений, чем всяческие "фенечки-штучечки". Даже девочкам-подросткам. Лучше с детства приучать себя к хорошему. Причем совершенно не обязательно, чтобы украшение было безумно дорогим. Пусть это будут простые золотые серьги, но из качественного металла, хорошей формы. Важно также, чтобы украшение нравилось и шло.
4. Стоит ли переплачивать за имя?
Cartier, Tiffany, Bvlgari, Van Cleef & Arpels и т.д. - звучит, конечно, завораживающе. И вещички попадаются вполне симпатичные. Но... не секрет, что мы переплачиваем за имя. Конечно, есть выдающиеся экземпляры, сделанные на заказ (даже камни отбирают специально), но это стоит уже запредельных денег. В остальном же по сути приобретаем ту же "штамповку", прет-а-порте по цене от кутюр.
Ну как вполне обычное золотое кольцо без камней может стоить 2500 евро? Дизайн, скажете, имя. Так-то оно так, но дизайн этот нередко копируют или фантазируют на тему - и порой очень даже качественно. Пару лет назад в обычном российском магазине увидела я кольцо - белое золото, небольшой бриллиантик, очень красивая форма. Сразу в него влюбилась. Пару дней ходила, "облизывалась" и все-таки решила купить. Стоило мое сокровище вполне умеренно - $300, но что-то в нем такое было. На одной светской вечеринке модная дамочка с понимающим видом заметила: "Это из коллекции Cartier?" Я, конечно, спорить не стала.