Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На Украине заявили о неготовности к переговорам с Россией
Общество
Путин поблагодарил российских журналистов за объективность в оценках и веру в страну
Армия
ВС России освободили населенный пункт Заря в ДНР
Политика
Мишустин заявил о желании России развивать связи со странами СНГ в экономике
Общество
В Новосибирске мужчина ограбил отделение банка на 9 млн рублей
Мир
Журнал Time объявил Дональда Трампа человеком года
Политика
Песков рассказал о предложении Орбана по обмену пленными между РФ и Украиной
Здоровье
Попова сообщила о полном импортозамещении в России тестов на актуальные инфекции
Экономика
Патрушев отметил значимость поддержки государством производителей удобрений
Мир
Трамп сравнил кризис на Ближнем Востоке с конфликтом на Украине
Мир
Си Цзиньпин призвал продвигать скорейшую деэскалацию ситуации на Украине
Общество
В Минстрое объяснили работу нового механизма выдачи семейной ипотеки
Мир
Туск исключил размещение польских войск на Украине после прекращения огня
Авто
Госдума приняла поправку об увеличении штрафов ПДД с 1 января
Мир
Захарова назвала план спецпредставителя ОБСЕ попыткой углубить раскол Европы
Армия
Силы ПВО уничтожили два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Украина начала эвакуацию из подконтрольного ВСУ села Малая Токмачка
Политика
Рябков назвал абсурдными рассуждения о переговорах с Киевом при их самозапрете

Небом единым

Можно сказать, что их судьбы обратно пропорциональны. Слава Шагала во второй половине ХХ века только росла. О Мариенгофе забыли еще при жизни. Он умер в 1962 году, а вспомнили о нем только в 1989-м. В шуме политических событий даже экранизация "Циников" не стала событием. Но время работает на Мариенгофа. Сегодня он снова моден.
0
О Мариенгофе забыли еще при жизни (фото РИА "Новости")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Можно сказать, что их судьбы обратно пропорциональны. Слава Шагала во второй половине ХХ века только росла. О Мариенгофе забыли еще при жизни. Он умер в 1962 году, а вспомнили о нем только в 1989-м. В шуме политических событий даже экранизация "Циников" не стала событием. Но время работает на Мариенгофа. Сегодня он снова моден.

Что связало навсегда Есенина и Мариенгофа, несмотря на неизбежный разрыв? "Ах, какие струны / Были у Сережи! / А какое сердце! Что за сердце было! / И такое сердце / Баба погубила". Это уже в сороковые годы написано. А Шагал в это время пребывал в самом жерле ада. Гитлер строил печи по всей Европе, чтобы сжечь в них и Шагала, и Мариенгофа.

Ныне полотна Шагала в лучших музеях мира. В Москве, в Петербурге, в Риме и Париже всегда возле его картин толпятся люди. Он создал свое живописное житие — от Шагала. Здесь крест и Тора, православная церковь и синагога — один и тот же храм. Гитлер говорил: "Я отучу евреев смеяться". Не отучил. И Шагал, и Мариенгоф, несмотря на все испытания самого жестокого века, до конца дней сохранили бесценный дар самоиронии. Циники Мариенгофа — это просто люди, сбросившие оковы идеологий. А летающие местечковые евреи в картузах и раскинутых, как крылья, лапсердаках — это просто люди, которых ни Гитлер, ни Сталин не отучили летать и смеяться.

"Обвяжите, скорей обвяжите вокруг шеи / Белые руки галстуком", — заклинал Мариенгоф, и женщины выполнили эту просьбу. Они обожали его не меньше, а, может быть, даже больше, чем Маяковского и Есенина. Не за стихи. А за то, что в море хамства он так и остался собой, несломленным, элегантным, почти циничным. И его брак с актрисой Никритиной был счастливым. Только вот сын покончил с собой.

И Мариенгоф, и Шагал прожили жизнь скитальцами. Шагал так и остался сердцем в покинутом Витебске. Мариенгоф так и остался среди всех пришельцем и чужаком. Он вернулся в Россию в 20-х годах, но книги его были запрещены и забыты. Картинам Шагала позволили по-настоящему выйти из запасников только на исходе 80-х. Но какая разница, где и когда. Важно, что оба вернулись.

У Марка Шагала есть знаковая картина "Поцелуй". Красивый молодой человек с волооким палестинским взором летит по воздуху над своей возлюбленной и, причудливо выгнув вниз шею, целует ее в уста. Этот летящий влюбленный франт чем-то похож на красавца Мариенгофа, сына крещеного еврейского интеллигента из Пензы. Шагал был свидетелем кровавых погромов. На глазах у Мариенгофа был застрелен его отец — случайной пулей белочеха. Впрочем, не совсем понятна эта версия про белочехов. Не мог будущий друг Есенина и основоположник имажинизма знать, откуда и чья это была пуля. Да и так ли это важно, если на глазах убили отца.

Был ли Шагал в здравом уме и в твердой памяти, когда стал комиссаром в Витебске? Зачем художнику быть комиссаром? Затем, чтобы не было больше погромов. Чтобы дома и улицы расписывали картинами, говорящими о любви и мире. Шагал любил этот убогий быт. Летающие коровы и лошади, евреи в картузах и лапсердаках, покосившиеся бараки и даже грязь на дороге — все это стало образом рая на его холстах.

В небе Шагала летали беременные коровы, а Есенин взывает: "Господи, отелись!". Имажинисты Мариенгоф и Есенин расписывали дома и перекрашивали зеленую листву во все цвета радуги. Они мечтали об отмене наций, рас и сословий. Мечты деревенского парня из Рязани и пензенского интеллигента Мариенгофа в то время полностью совпадали. Они четыре года спали в одной кровати, согревая друг друга от всепроникающего холода. А их совместные выступления собирали толпы восторженных слушателей. Тиражи Мариенгофа превышали тиражи Маяковского и Есенина. Его артистизм гарантировал успех даже в тех случаях, когда Есенин был, мягко говоря, не в форме. Есенин и Мариенгоф колесили по истерзанной России, потрясая аудитории богоборческими стихами.

А Шагал, почувствовав неладное, уже рванулся в Европу. Рванулся, было, и Мариенгоф, но не справился с ностальгией — вернулся. Почти все вернулись. Есенин — из Нью-Йорка, Маяковский — из Парижа, Мариенгоф — из Берлина. Маяковского ждала пуля, Есенина — петля. Шагал остался в Европе, чтобы оказаться в самом пекле антисемитского ада. Он бежал от Гитлера из Парижа в чужой одежде, с поддельными документами и чудом спасся. Сколько Шагалов погибло, сгорело в печах Освенцима и Дахау — знает один только Бог. Тот самый, которого гневно заклеймил Мариенгоф: "Ты кого родила? Мария!"

Анатолий Мариенгоф мог бесследно сгинуть в период борьбы с космополитами безродными. Он выжил скорее всего потому, что о нем просто забыли. "Роман без вранья" — воспоминания о Есенине — был заклеймен как "вранье без романа". Роман "Циники" — о жизни и смерти, о неприятии и революционного насилия военного коммунизма, и духовной сытости нэпа — был запрещен.

Шагал смог приехать в Россию тогда же, когда издали "Циников" Мариенгофа. Он хотел посетить Витебск, но не смог. Разрыдался. Его всемирная слава не шла ни в какое сравнение с безвестностью Мариенгофа. По всему миру разлетелись коровы, козы, лошади и влюбленные евреи. Символ веры Шагала и Мариенгофа лучше всего выразил Андрей Вознесенский в стихотворении "Васильки Шагала" — "небом единым жив человек".

Может, я наивен, но мне почему-то верится, что если бы нынешние нацболы увидели и восприняли в детстве картины Шагала, они были бы не нацболами, а нацболями. Они научились бы чувствовать любовь и боль людей всех национальностей. А прочли бы они вовремя "Циников" — и опьянялись бы в мечтах не кровью, а пьяной вишней Мариенгофа. Ради вкуса которой, как говорит героиня "Циников" Ольга, уже есть смысл жить.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир