Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Силы ПВО уничтожили пять беспилотников над Ростовской областью
Мир
На Украине заявили о неготовности к переговорам с Россией
Общество
Путин поблагодарил российских журналистов за объективность в оценках и веру в страну
Армия
ВС России освободили населенный пункт Заря в ДНР
Армия
Силы ПВО уничтожили два беспилотника ВСУ над Белгородской областью
Политика
Мишустин заявил о желании России развивать связи со странами СНГ в экономике
Общество
В Новосибирске мужчина ограбил отделение банка на 9 млн рублей
Мир
Журнал Time объявил Дональда Трампа человеком года
Политика
Песков рассказал о предложении Орбана по обмену пленными между РФ и Украиной
Здоровье
Попова сообщила о полном импортозамещении в России тестов на актуальные инфекции
Экономика
Патрушев отметил значимость поддержки государством производителей удобрений
Мир
Си Цзиньпин призвал продвигать скорейшую деэскалацию ситуации на Украине
Общество
В Минстрое объяснили работу нового механизма выдачи семейной ипотеки
Мир
Туск исключил размещение польских войск на Украине после прекращения огня
Авто
Госдума приняла поправку об увеличении штрафов ПДД с 1 января
Армия
Силы ПВО уничтожили два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Украина начала эвакуацию из подконтрольного ВСУ села Малая Токмачка
Политика
Рябков назвал абсурдными рассуждения о переговорах с Киевом при их самозапрете

Директор Смольного института свободных искусств и наук Валерий Монахов: "Нашим выпускникам дипломы вручил министр"

Десять лет назад в Петербургском университете была создана новая структура — Смольный институт свободных искусств и наук. На недавнем празднике по поводу "первой десятки" дипломы новоиспеченным бакалаврам и магистрам вручал российский министр финансов Алексей Кудрин. Пожать руки выпускникам ему пришлось более 80 раз.
0
Директор Смольного института свободных искусств и наук Валерий Монахов (фото Владимир Григорьев)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Десять лет назад в Петербургском университете была создана новая структура — Смольный институт свободных искусств и наук. На недавнем празднике по поводу "первой десятки" дипломы новоиспеченным бакалаврам и магистрам вручал российский министр финансов Алексей Кудрин. Пожать руки выпускникам ему пришлось более 80 раз. О том, какие рубежи институт наметил на ближайшее будущее, его директор Валерий Монахов рассказал корреспонденту "Известий" Илье Нефедову.

вопрос: Праздник получился?

ответ: Нам было очень приятно, что это событие — пятый выпуск Смольного института и десять лет с момента начала проекта — заметили многие. Мы, например, получили поздравление от российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, госсекретаря США Кондолизы Райс, министра образования и науки России Андрея Фурсенко, руководителей федерального агентства по образованию. А также от наших выпускников, друзей, членов попечительского совета. Как всегда, к церемонии выпуска мы приурочили заседание попечительского совета Смольного института.

в: Что обсуждали с попечителями?

о: Подвели итоги, обсудили стратегический план развития на следующие пять лет, а также говорили о создании новых инструментов поддержки нашей экономической и финансовой стабильности, о развитии новых образовательных программ. Все это на самом деле вопросы принципиальные. И от того, как они будут решаться, зависит наш дальнейший путь. Член попечительского совета — министр финансов Алексей Кудрин принимал участие и в заседании совета, и в церемонии выпуска. Думаю, наши выпускники, получившие дипломы из рук федерального министра, запомнят это событие на всю жизнь. Они почувствовали признание со стороны общества, государства. К тому же у нас не только пятый выпуск бакалавриата, но и первый выпуск магистров по образовательному направлению "Искусства и гуманитарные науки". Кроме того, наши студенты получают и второй документ от американского вуза-партнера: диплом бакалавра искусств Бард колледжа. Как всегда, присутствовала представительная делегация наших американских партнеров во главе с президентом Бард колледжа Леоном Ботстайном. Этот известный музыкант возглавляет не только колледж, но и два симфонических оркестра — в Нью-Йорке и Иерусалиме, и его календарь расписан на несколько лет вперед, но он каждый год находит время и возможность для того, чтобы приехать в Петербург и принять участие в церемониях выпуска.

в: Что вы считаете главными итогами первых десяти лет?

о: Вообще Смольный институт — самый удачный проект в области гуманитарного образования из всех многочисленных совместных инициатив российских и американских вузов за последние пятнадцать лет. Бард колледж — относительно небольшой университет, но, тем не менее, он смог в России добиться значительно большего, чем многие другие крупные американские вузы, которые начинали сотрудничать с Россией. Залог этого успеха — в искреннем желании участников проекта наладить действительно дружеские, партнерские отношения и создать новые возможности для молодого поколения нашей страны и для американских студентов, которые приезжают в Петербург и Россию. Студентам Бард колледжа и ведущих американских вузов Смольный институт предоставляет уникальные программы международного образования.

в: Один из результатов такого сотрудничества — появление нового образовательного направления?

о: Нам удалось не только открыть новое образовательное направление "Искусства и гуманитарные науки". Мы разработали соответствующий государственный стандарт, учебные планы, сотни программ, по которым могут учиться наши студенты. А теперь это направление открыто и в других вузах страны — в Калининграде, Воронеже, Туле, в Университете дружбы народов. В Москве появился частный институт свободных искусств и наук. Целый ряд других вузов, в том числе в Ростове, Краснодаре, сегодня приступают к организации таких программ. Мэрия Екатеринбурга открыла новое учебное заведение — Академию современного искусства, она также будет работать по учебному плану образовательного направления, которое мы создали первыми в России. Академия русского балета имени Вагановой тоже проявила к нему интерес.

в: А зарубежные коллеги проявляют интерес к этой модели?

о: Да, в частности, наш партнер — Батумский институт свободных искусств и наук. Сейчас мы подписали протоколы о намерениях с рядом китайских университетов. Совместные согласованные программы позволят китайским студентам два года учиться у себя на родине, а затем два года — в Смольном институте в Петербурге. Есть подобные предложения из Азербайджана, Турции. Мне кажется, это дает уникальный шанс реализовать нашу образовательную модель как модель достаточно универсальную. Сегодня мы много говорим о глобализации, и при этом особенно важны такие образовательные программы, которые позволяют создавать общее образовательное пространство. Причем принципиально важно, чтобы было обеспечено и сохранение своеобразия культурных традиций каждой страны.

в: Какие новые задачи институт для себя определил?

о: Во-первых, мы должны создавать новые специализации в рамках бакалавриата по направлению "Искусства и гуманитарные науки". Во-вторых, развивать магистратуру и открывать новые программы. В этом году совместно с факультетом социологии мы открываем программу по проблематике социальных коммуникаций. На заседании попечительского совета обсудили вопрос о создании совместных магистерских программ с Бард колледжем. Так что через некоторое время сможем предлагать студентам программы, обучение по которым будет завершаться выдачей двух магистерских дипломов — Санкт-Петербургского университета и американского вуза-партнера. В наши планы также входит создание совместных программ с вузами других стран.

в: Бакалавриат тоже будете развивать?

о: Думаем о расширении его профилей — в частности, приступаем к созданию широкого междисциплинарного бакалавриата с включением серьезного блока дисциплин по естественно-научному направлению. Получили предложение отработать модель, при которой обучение могло бы проходить два года в Петербурге и столько же — в США. Это, безусловно, даст обучающемуся у нас молодому человеку хорошие стартовые возможности для дальнейшей карьеры. Кроме того, мы будем развивать свою инфраструктуру, продолжается реконструкция дворца Бобринских.

в: Как вы относитесь к новейшим образовательным технологиям?

о: С ними связано еще одно направление нашего развития. Я имею в виду, прежде всего, образовательные технологии, которые важны не только для оптимизации и повышения эффективности учебного процесса в самом Смольном институте. В частности, мы разработали и внедрили систему организации самостоятельной работы студентов, а это сегодня ключевой фактор повышения эффективности учебного процесса, качества знаний. Сейчас приступаем к развитию системы сетевого дистанционного обучения, которая создаст много новых возможностей. В том числе для подъема качественного уровня учебного процесса в тех вузах, которые включаются в эту систему и реализуют программы по направлению "Искусства и гуманитарные науки". Думаю, что в дистанционном обучении, как минимум, через полтора года мы будем иметь практические результаты.

в: Считается, что гуманитарии не очень-то дружны с техникой и технологиями.

о: На самом деле новые образовательные технологии в высшей степени применимы и к гуманитарной области. Благодаря их использованию гуманитарное образование становится более эффективным, качественным, интересным. У нас довольно долго существовал определенный внутренний барьер. Считалось, что гуманитарии — это люди, которые читают книги и работают с текстами, и все технологии базировались на каких-то устных практиках. Включение новых технологий в образовательный процесс позволяет эти практики и методы преподавания как раз сделать более разнообразными. Появляются новые инструменты контроля за текущей деятельностью студента, у него возрастает возможность пользоваться информационными ресурсами. И использование этих источников гораздо более эффективно, чем лишь общение с книгой, посещение традиционной библиотеки. Поэтому не случайно в Смольном институте создан целый департамент информационных ресурсов.

в: Известно, что Петербургский университет создает фонд целевого капитала — эндаумент. А могут ли создавать такой фонд его подразделения — Смольный институт, например?

о: Мы тоже создаем свой эндаумент. Такая система широко распространена в Америке. При этом выделенные вузу деньги не тратятся моментально, а помещаются в банк. Создается управляющая компания, которая должна эффективно ими распорядиться, с учебным заведением она заключает договор о том, что определенный фиксированный процент с этого дохода должен ежегодно поступать в его распоряжение. Когда мы сможем рассчитывать на стабильное поступление этих денег, мы сможем лучше планировать свой бюджет, развитие, социальные программы для сотрудников и студентов. Наши спонсоры уже объявили о выделении средств для создания эндаумента. Эта новая институция тоже важна для поддержки и развития Смольного института.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир