Русский триумф
Завершился 29-й Московский международный фестиваль. Среди пяти наград, присужденных австралийским режиссером Фредом Скепси и его коллегами, три достались картинам, в которых так или иначе очевиден "русский след".
"Золотой Георгий" за лучший фильм достался картине Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными". "Специальный приз жюри" — фильму грузинского режиссера Алеко Цабадзе "Русский треугольник", где главные роли сыграли Константин Хабенский, Артем Ткаченко и Петр Миронов. Лучшим режиссером признан Джузеппе Торнаторе за фильм об украинской иммигрантке, ищущей любви и покоя в небольшом итальянском городке. В главной роли — звезда петербургской сцены Ксения Раппопорт.
"Приз за лучшую женскую роль" получила венгерская актриса Кирсти Стубо, сыгравшая сумасшедшую писательницу в фильме Яноша Саса "Опиум". Награда в мужской номинации досталась французу Фабрису Лукини за роль господина Журдена в комедии Лорана Тирара "Мольер". Почетным гостем церемонии закрытия ММКФ стал польский актер Даниэль Ольбрыхский, получивший приз с громким названием "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского", а проще говоря — "Я верю".
ММКФ: плюсы и минусы
Вита Рамм
Следующий Московский кинофестиваль будет юбилейным, и начинать готовиться к нему надо уже сейчас. То есть оргкомитет 29-го фестиваля должен уже сегодня думать об участии в следующем тендере и поторапливать Министерство культуры. Найдутся ли смельчаки, которые вступят в борьбу с Никитой Михалковым? Сомневаюсь. Однако нарушать закон Минкульт не может. Впрочем, после исторической встречи гостей и участников ММКФ с президентом Путиным в "Ново-Огарево" фестивалю могли бы выделить постоянное финансирование как объекту особого госзначения.
Раз уж в этом году ММКФ был отдан структурам Никиты Михалкова — "ТРИТЭ" и "Медиафесту", было бы логично заключить с ними договор минимум на три года. Тогда команда могла бы в другом режиме подбирать фильмы для конкурсной программы и заключать договора с агентами кинозвезд, чтобы приезд почетных гостей в Москву не становился судорожной импровизацией.
Десятидневный марафон огорчил системными ошибками. Для оргкомитета очень удобно, если все показы конкурсных и внеконкурсных программ идут в одном месте — в киноцентре "Октябрь". Но рядовая публика получила дополнительные трудности. Если не берешь на время фестиваля отпуск, приспособить свой график жизни к единственному сеансу практически невозможно. Во многих внеконкурсных программах режиссеры представляли свои фильмы лично. Творцам было бы интересно после просмотра пообщаться с публикой. Но подобные дискуссии не были предусмотрены, потому что за одним сеансом тут же следовал другой.
Вечерним премьерам явно недоставало торжественности. Наши съемочные группы выходили на сцену дружным коллективом, словно это показ в Доме кино, причем о дресс-коде практически никто не задумывался.
В департаменте синхронных переводчиков творилась полная чехарда. Неадекватный перевод во время пресс-конференций портил настроение, так как искажал мысли отвечающих, а во время сеансов — и смысл фильма. Ну а когда девушка из пресс-службы говорит: "Вас много, я одна" (привет из "совка"), — хочется спросить: кто мешал перед началом фестиваля провести инструктаж?
Теперь о хорошем. Порадовала программа клуба "Сине Фантом", задвинутая, правда, на обочину фестиваля. Представление будущих проектов, обсуждение картин, новая энергия, настоящий праздник кино. Второй приятный момент — неофициальный сайт mmkf.ru. Там было больше информации, чем на официальном, и она была более оперативной. Но главный положительный фактор фестиваля — конечно же сами фильмы. Любители кино всегда готовы перетерпеть неудобства. Просто хотелось бы, чтобы через год неудобств оказалось значительно меньше. Чего мы и желаем юбилейному, 30-му ММКФ.
Режиссер Клод Лелуш: "Саркози - это новый Бонапарт. У них даже рост одинаковый"
Анна Федина
Московский кинофестиваль закрылся фильмом Клода Лелуша "Железнодорожный роман" - драмой об известной писательнице и серийном убийце, который стал героем ее очередного романа. Со знаменитым французским режиссером встретилась обозреватель "Известий" Анна Федина.
вопрос: Чем вас привлекла эта история?
ответ: Я давно хотел снять кино о разнице между тем впечатлением, которое мы пытаемся производить на людей, и тем, какие мы на самом деле. Мы все стараемся казаться умнее, красивее, богаче. Мы делаем вид, что лучше других занимаемся любовью. Но часто, вводя в заблуждение других, мы одновременно обманываем и себя.
в: У вас снимались самые красивые женщины Франции. Как вы выбираете, кто на этот раз сыграет в вашем фильме главную роль?
о: Все решает история. Когда сценарий написан, я просто приглашаю актрису, которая, на мой взгляд, лучше всего подходит для этой роли. И неважно, считается ли она в данный момент кассовой или нет. Более того, часто актрисы становятся кассовыми после того, как появляются у меня в кино. Например, Одри Дана, снявшаяся в "Железнодорожном романе", после французской премьеры стала настоящей звездой. Люди открыли для себя молодую, талантливую, серьезную актрису и, думаю, скоро о ней будут говорить, как об Изабель Аджани или Анук Эме.
в: Вы поддерживаете отношения с актрисами, которые играли в ваших фильмах?
о: Да, с Анук Эме мы, например, стали очень близкими друзьями. Мы созваниваемся каждую неделю и обсуждаем все новое, что происходит в нашей жизни...
в: Не собираетесь еще разок снять ее в своем фильме?
о: После "Мужчины и женщины" мы сделали три или четыре картины и, вполне возможно, сделаем еще.
в: Прибыли от проката ваших фильмов хватает на то, чтобы снимать кино, не обращаясь к другим продюсерам?
о: Я всем своим творчеством доказываю, что авторское кино может быть прибыльным. Если бы мои работы не приносили доход, я бы не снял 41 картину. Конечно, в моей жизни бывали победы и провалы, но если ты выпускаешь одну по-настоящему успешную ленту, на сборы от ее проката можно потом снять еще 3—4 фильма. В моей жизни таких суперхитов было пятнадцать, так что я могу себе позволить ни к кому не обращаться за помощью. "Железнодорожный роман" снимался целиком на мои деньги, иначе мне бы не дали сделать такую ленту.
в: Вся Европа бурно обсуждает результаты выборов во Франции. Что вы, как француз, обо всем этом думаете?
о: Саркози — новый Бонапарт. У них даже рост одинаковый. (Смеется). А главное — они одинаково динамичны. Я думаю,
что сейчас Франции нужен скорее предприниматель, чем президент. Не просто политический лидер, а человек, который бы разбирался в экономике и ведении дел. Так что насчет Саркози я настроен очень-очень оптимистично.