Гоголь бы одобрил
Подводить итоги театрального сезона Новосибирск не спешит. Хоть и поговаривал В. И. Немирович-Данченко, что летние премьеры — все равно, что дачные рецензии, никто его не слушает. Вот и Новосибирский академический театр оперы и балета заявил в июльском репертуаре мировую премьеру оперы "Ревизор" (композитор Владимир Дашкевич) в постановке Михаила Левитина.
Левитин — руководитель московского драматического театра "Эрмитаж", автор нескольких книг и статей о театре. Недавние гастроли "Эрмитажа" захватили новосибирцев подлинной театральностью. Михаил Левитин — первый режиссер, осмелившийся в советском 1982 году поставить спектакль по произведениям Даниила Хармса. В Хармсе — ключ к эстетике "Эрмитажа" и собственно Левитина. Посему июльская премьера "Ревизора" обещает стать событием.
Впрочем, и без "Ревизора" событий в прошедшем театральном году было немало (по новосибирским меркам, конечно). Вышли интересные премьеры в театре Афанасьева, "Красном факеле", "Глобусе". Охватить их все не представляется возможным. О некоторых "Известия" уже писали (например, о "Пиковой даме" Тимофея Кулябина в "Красном факеле").
К слову сказать, самый героический сезон провел именно "Красный факел", выпустив в ситуации капитального ремонта две премьеры. К сожалению, их видели немногие. Самый успешный сезон — за "Глобусом". Дмитрий Черняков, Александр Галибин, Валерий Фокин, Вениамин Фильштинский, Елена Невежина, Роман Козак — первые режиссеры страны — определяют уровень театра последних лет. Иногда забываешь, что в театре нет главного режиссера... На плохую посещаемость "Глобус" не жалуется, в то время как в его огромном репертуаре нет ни одного в чистом виде коммерческого продукта (наподобие Р. Куни, Н. Птушкиной и т.п.), которыми полны репертуары российских театров. Парадокс...
Самым громким событием глобусовского сезона стал спектакль "Женитьба" в постановке Нины Чусовой по одноименной пьесе Гоголя. Некоторым показалось, что Гоголь в этом спектакле уж както слишком упрощен, доведен чуть ли не до уровня эстрадных номеров. Другим — что спектакль вполне в гоголевском духе: юмор здесь вовсе не глупый, а целиком живой и театральный — Гоголь бы, наверное, одобрил... А вместе с юмором — гоголевская легкая абсурдность, замешанная на невозможности решить извечные русские проблемы.
Театр Афанасьева выпустил в сезоне только две премьеры — "Безумный день, или Женитьба Фигаро" и "Трамвай "Желание" (по одноименным пьесам П. Бомарше и Т. Уильямса). Первый из названных — бесспорная удача театра: яркая зрелищность, фейерверк актерских работ, театральный карнавал под аккомпанемент группы "Аквариум". Второй же спектакль — "Трамвай "Желание" — большинством критиков принят не был. Весьма неяркие сезоны провели "Старый дом" и театр "На левом берегу". Оба в этом году обрели новое художественное руководство, которое, однако, не повлияло на создание спектаклей, способных конкурировать с ведущими новосибирскими театрами. И дело вовсе не в слабости актеров или недостатке финансирования. То, что "Старый дом" может работать вполне успешно, выезжать на престижные фестивали и завоевывать хотя бы местные театральные награды (премия "Парадиз"), показало трехлетнее руководство театром Владимиром Ореновым (с 2003 по 2005 год). Пожалуй, это был один из лучших творческих периодов в жизни "Старого дома".
И в заключении — еще раз об Оперном театре. Гамлетовские споры о том, "быть или не быть" Теодору Курентзису главным дирижером Новосибирского академического театра оперы и балета, наконецто разрешились. Контракт с мировой звездой продлен еще на один год. Напомним, что Теодор Курентзис в настоящее время дирижирует самыми громкими постановками Оперного театра. В его репертуаре: "Аида", "Золушка", "Леди Макбет Мценского уезда" и другие спектакли.