Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Чтоб не пропасть поодиночке

Позвонил приятель. Смотрел телевизор. Услышал о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Ничего не понял. Стал выражаться нехорошими словами. А зря. Механизм весьма распространенный. Почтенного возраста. И практически незаменимый. Если государство затевает какие-нибудь масштабные долгострои.
0
Александр Лившиц
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Позвонил приятель. Смотрел телевизор. Услышал о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Ничего не понял. Стал выражаться нехорошими словами. А зря. Механизм весьма распространенный. Почтенного возраста. И практически незаменимый. Если государство затевает какие-нибудь масштабные долгострои.

Взять, скажем, дороги. Федеральных остро не хватает. Приличные трассы - только вокруг областных центров. Почему? Как-то поинтересовался у местного начальника. А вдруг, говорит, московский боярин появится или даже царь? Отъедет километров на десять. Надо же, скажет, не хуже Франции. Вот молодцы! И отбудет восвояси. Полный приятных впечатлений...

Всем понятно: надо строить. Но чем финансировать? Дорожные фонды ликвидированы. Остаются бюджеты. Но из них кормятся обездоленные, убогие, больные. Не хочется отнимать. Да и денег жалко. Когда объект казенный, обязательно что-то украдут. В любой стране. Исключения неизвестны. Чем ниже доля государства, тем меньше своруют. Так что возможна экономия. Но не раньше, чем подключатся капиталисты.

А как их затянуть? Инвестиции громадные. Окупятся непонятно когда. У банков понимания не найдешь. Кредитов и подавно. Цены устанавливаются государством. Свободы никакой. Даже на платных дорогах. Да и собственность чужая. Ведь нигде нет частных тоннелей. Взлетно-посадочных полос. Короче, бизнесу тут делать нечего. Причина - отсутствие рынка.

Властям остается одно - имитация. Создание рыночных условий. Там, где их нет. И никогда не будет. То есть организация стрельбища. Для пальбы по "бегущему кабану". Вместо охоты. И чтобы все было по-настоящему. С восторгами от метких попаданий. Наливанием по полной. И мясом, зажаренным на костре.

Задача сложная. Но решаемая. В рамках эффективного ГЧП. В других странах справляются. Чем мы хуже? Вдобавок, изобретать ничего не надо. Механизмы проверены. Ходы записаны. Их всего три: срок концессии, гарантии возврата денег, ожидаемая доходность. Только не надо их путать. И уж тем более брать назад.

Представим строительство скоростной автострады. Главную ношу тащит бюджет. Остальное добавляет инвестор. Каковому заранее сообщают: сдадим объект - получишь в пользование. Естественно, на время. Отобьешь вложения - вернешь назад. Государству... Процедура, конечно, нерыночная. По форме. Зато рыночная по сути: проинвестировал - пополнил личный счет. Наверняка. Под гарантию государства. "Кабан" сражен. Стрелок счастлив. Как и тот, кто жмет на газ. Торопясь упасть в объятия подруги.

Есть еще концессия на модернизацию. Схема распространенная. Пример - Англия. Где недавно обнаружили, что лондонское метро совсем состарилось. Отметив стосорокалетний юбилей. Власти зазвали предпринимателей. Вручили им подземку на 30 лет. Оставив себе расписание поездов, безопасность и стоимость проезда. Капиталистам сказали: вот вам пути, вагоны, станции. Управляйте. Радуйте пассажиров. Заодно зарабатывайте. На аренде, рекламе, снижении издержек. Так и вышло.

Резюме: затея перспективная. Нашла отклик в сердцах российских и зарубежных воротил. Готовы ежегодно отгружать до 10 млрд долларов. Но простаивают. Проектов маловато. Наверное, стоит поднажать. Пригласить губернаторов. В один из высоких кабинетов. Пусть отчитаются насчет объемов ГЧП. А что? Дело государственное. Бюрократическое. И старший чиновник волен гонять своих младших собратьев. Хорошо бы подтянуть "Единую Россию". "Справедливую". "Свободную". Какую угодно. Лишь бы толк был.

Напоследок - о двух национальных бедах. Насчет дураков не согласен. За границей такие встречаются... Остолопы редкостные. Первобытные. Нашим до них далеко. Одурачивание власти - проблема не российская, а мировая. Сродни загрязнению окружающей среды.

А вот с дорогами все правильно. Просто пропадаем. Из-за колдобин, ухабов, ям. Лучше держаться вместе. Бизнес + правительство = шоссе. Железное правило. На сто лет вперед.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...