Роковая промашка Карла ХII
310 лет назад, в 1697 году, шведский король Карл XII допустил оплошность, которую в Швеции постарались напрочь забыть. Он подарил молодому русскому царю Петру Первому 300 корабельных орудий. А через три года между Россией и Швецией началась война.
На эту историю я, собкор "Известий" в Стокгольме, вышел в 1996 году, когда обнаружил в одном из шведских архивов среди писем посла Швеции в Московии Юхана Бергенхиелма неказистый лист бумаги с русским текстом, написанным от руки корявыми латинскими буквами - "Imena korabljam", "Puschki", "Liudi", "Imena Nazalni"... ("Названия судов", "Количество орудий", "Экипажи", "Фамилии капитанов").
Это был состав первой военно-морской эскадры Петра I, построенной на Дону, под Воронежем! В списке - 10 судов и 2 галеры: "Скорпион", "Крепость", "Безбоязнь", "Заячий бег" и другие. Капитаном 42-пушечного судна "Отворенные ворота" значился Петер Михайлов (то есть сам царь). Как же список попал в Стокгольм? Оказалось, что между Швецией и Россией в связи со строительством флота шли тайные дипломатические маневры, в которых важную роль играл и этот список.
Шведский король подталкивал Россию к походам на юг, отвлекая ее от Балтики. В качестве поощрения Карл XII и подарил Петру те самые орудия. Летом 1697 года их доставили морем в Нарву, а оттуда на подводах перевезли в Москву и далее в Воронеж. То был сказочный подарок, ведь тогда в России не хватало металла даже для гвоздей! Петр подыгрывал шведам и в 1699 году лично передал для Карла (через его людей в Москве) список эскадры - мол, все в порядке, пушки на кораблях. Но после захвата Азова царь уже готовил выход на Балтику. В 1700 году началась Северная война, которая завершилась поражением Карла XII. При этом шведские орудия стреляли в шведов.
В России факт подарка зафиксирован. В середине XIX века о нем писал большой знаток русского флота С.И. Елагин. А в Швеции роковую промашку Карла полностью предали забвению. До такой степени, что о ней ничего не знали даже современные историки! Один из них - военный историк Густав Юханссон признавался мне: "Сведения о том, что Карл XII подарил России 300 пушек, представляются довольно странными. Мне они не были известны".
Юнанссон сказал также, что ничего не знал и о списке эскадры Петра I. Он считает, что Карл XII вообще недооценил военные возможности русского царя. В это можно поверить, так как Шведская империя в то время находилась на вершине могущества и держала в своих руках почти все берега Балтики, а Карл XII располагал сильнейшим флотом из 42 линейных кораблей и 12 фрегатов. Их общую огневую мощь составляли 2682 орудия.
...В 1998 году Национальный музей Швеции и петербургский Эрмитаж организовали выставку "Петр Великий и Карл XII - в войне и мире", в которой собрали все мало-мальски важные документы. Однако история со списком и пушками не была представлена. Лишь после моих бесед со шведами в каталоге выставки появилось несколько слов на эту тему. И все же автор каталога Пер Сандин выразил сомнение: "Мы не уверены в этой информации". Но в том же году в Швеции вышла книга профессора Уппсальского университета Александра Кана "Царь Петр и король Карл", в которой он сообщил шведским читателям о том, что московский журналист раскопал историю с корабельными пушками, подаренными королем Швеции Петру I.
...Тогда, в 96-м, читатели "Известий" ничего не узнали об уникальной находке. В редакции не придали значения сенсации, как, впрочем, и тем, о которых я писал в Историческом клубе в январе и марте этого года.