Трамвайчик тронется
Городские власти вновь обратили пристальное внимание на развитие экологичных видов транспорта. В минувшую пятницу администрация Красноярска объявила о проведении тендера на покупку трех новых трамваев. В последний раз четыре вагона были приобретены мэрией четыре года назад. Это была единственная покупка рельсового электротранспорта за последние 13 лет.
Вплоть до 1995 года в краевом центре ежедневно на линии выходило около 100 трамвайных вагонов. Однако в связи с экономическим коллапсом и резко подорожавшей электроэнергией электротранспорт стал нерентабелен. Перевозки были отданы на откуп частникам. Сегодня каждый день на линии правобережья выходит около 50 трамваев. Несмотря на то, что их изношенность составляет 70%, ежедневно они перевозят до 40 тыс. пассажиров. Преимущества этого вида транспорта очевидны: трамвай экономичен, экологичен, практически независим от автопробок, ставших для города настоящим бедствием.
— Сегодня в России и ближнем зарубежье трамваи производят несколько заводов: "Белкоммунмаш" (г. Минск), Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ, г. Усть-Катав Челябинской области), Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ), "Уралтрансмаш" (г. Екатеринбург), "Татра-Юг" (г. Днепропетровск), "Лугансктепловоз", (г. Луганск), Рижский вагоностроительный завод (РВЗ), — рассказывает директор Красноярского трамвайного депо Сергей Волосин. — Это машины совершенно нового поколения — с терристорным управлением, принципиально новыми экономичными двигателями и приводами. Пока таких машин в Красноярске, к сожалению, нет.
Специалисты полагают, что основная тендерная борьба развернется между УКВЗ и ПТМЗ. При почти одинаковой цене (около 8 млн руб. за вагон) эксперты отдают предпочтение челябинской технике. Пол усть-катавских трамваев расположен так низко, что при входе даже отсутствуют ступени — это значительно облегчает посадку и высадку. Кроме того, трамвай состоит из трех сочлененных частей с двусторонним расположением дверей и оснащен сразу двумя кабинами, что позволяет ему менять направление движения на обратное без разворота. Кроме того, в вагоне предусмотрены специальные подъемники, облегчающие посадку инвалидам-колясочникам. По своим ходовым характеристикам новый трамвай может конкурировать с наземным метро.
По словам директора МУП "Горэлектротранс" Владимира Болотина, хотя в ближайших планах муниципальных властей — обновление автобусного парка, уже в 2008–2009 годах основные средства будут направляться на закупку электрического общественного транспорта — трамваев и троллейбусов.
Кроме того, в Красноярске разрабатывается проект введения в городе скоростного трамвая. Уже есть варианты будущих маршрутов быстрого электротранспорта. При этом предполагается введение не только наземного, рельсового, но и эстакадного, "воздушного" трамвая. Проект, как утверждает Болотин, волне реализуем:
— Стоимость строительства километра пути оценивается как минимум в $50 тыс. Однако частный инвестор наверняка найдется. Ведь это — общемировая тенденция. В Европе сегодня наблюдается настоящий бум развития трамвайных перевозок. Этот транспорт почти не уступает метро, зато во много раз дешевле.
Стоит отметить, что для Сибири развитие электротранспорта особенно актуально. В 40-градусный мороз, когда "встают" почти все автобусы, трамваи и троллейбусы работают. А за счет обособленного пути эксплуатационная скорость трамвая, допустим, на проспекте Красноярский рабочий, выше, чем у автобусов. К тому же повышение цены на нефть, на которое постоянно ссылаются владельцы маршрутных автобусов, не приведет к удорожанию проезда.
СПРАВКА
В Красноярске первые четыре трамвайных вагона появились в 1932 году стараниями тогдашнего директора "Красмаша" Александра Субботина. Правда, предназначены они были исключительно для служебного пользования. А первый трамвай в качестве городского общественного транспорта вышел на линию в 1958 году. Поглазеть на невиданную технику высыпал тогда на улицы весь город. Вагон был деревянным, двери открывались и закрывались вручную самими пассажирами.