Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

От МКАДа до ЧКАДа

В распоряжение собравшихся в Стамбуле президентов стран Организации Черноморского экономического сотрудничества был предоставлен дворец "Чираган Палас". С его балконов открывается вид на кишащий большегрузными судами Босфор, через который перекинут самый длинный в Европе подвесной автомобильный мост. Наверное, он вполне мог бы стать частью Черноморской кольцевой автодороги, построить которую силами ОЧЭС придумала Россия.
0
Успех Владимира Путина не порадовал президента Украины Виктора Ющенко (фото: Екатерина Штукина "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В распоряжение собравшихся в понедельник в Стамбуле президентов стран Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) был предоставлен дворец "Чираган Палас". С его балконов открывается вид на кишащий большегрузными судами Босфор, через который перекинут самый длинный в Европе подвесной автомобильный мост. Наверное, он вполне мог бы стать частью Черноморской кольцевой автодороги, построить которую силами ОЧЭС придумала Россия.

— Эта дорога впервые в истории свяжет все порты и основные города причерноморских стран, — с энтузиазмом и гордостью рассказывал журналистам  сопровождавший президента в Стамбуле министр иностранных дел Сергей Лавров. — Россия вносит свой вклад на своих участках, создавая современные европейские автодороги.

В итоговой декларации саммита лидеры 12 причерноморских государств "подтвердили решимость продолжить усилия" по возведению южноевропейского аналога МКАД.

Появилась в декларации вопреки сугубо экономической повестке дня и  политическая составляющая: "Существующие затянувшиеся конфликты в регионе сдерживают развитие сотрудничества. Мы отмечаем необходимость их скорейшего мирного урегулирования на основе норм и принципов международного права". Столь дипломатичная формулировка, по сути повторяющая формулу главы МИД России Сергея Лаврова "конфликты необходимо решать в рамках существующих механизмов", некоторых участников саммита откровенно расстроила. Например, Михаила Саакашвили, который ввернул в свое выступление фразу о "недопустимости замороженных конфликтов и незаконного сепаратизма". Однако поддержки горячность президента Грузии на этот раз не нашла — не для того собирались. Еще перед началом саммита глава российского МИДа Лавров пояснил атаковавшей его с вопросом о сепаратизме грузинской журналистке: "Я почувствовал, куда вы клоните... ОЧЭС удобна и комфортна для государств, занимающихся ее уставными задачами. Для обсуждения конфликтов есть другие форматы".

Действительно, саммит собирался не для выяснения отношений, а для "углубления сотрудничества". Поэтому неудивительно, что Владимир Путин начал свою вступительную речь за здравие: "Благодаря растущему экономическому потенциалу роль Причерноморья в современном мире неуклонно повышается". Правда, президент тут же дал понять, что в деятельности отмечающей 15-летний юбилей организации пока маловато практических результатов: "ОЧЭС еще далеко не полностью реализовала свой потенциал". После чего напомнил об идее создания еще одного кольца, которое должно объединить энергетические системы региона, и отметил, что главное сегодня в обеспечении энергоресурсами — стабильность и учет интересов всех участников рынка. Россия, заверил Путин, предлагает  и то и другое: расширить "практику долгосрочных контрактов" и разделить "финансовые риски партнеров путем обмена активами".

Одним из таких межгосударственных проектов может стать газопровод "Южный поток", который пройдет по дну Черного моря и еще одной нитью свяжет Россию и Европу. Основные участники — Россия и Италия — не против новых партнеров. И желающие ждать себя не заставили. Сначала присоединиться захотела Болгария, а вчера в Стамбуле о своей полной готовности объявила Греция. Путин отметил, что ему очень приятно это слышать и участие в проекте такого давнего и надежного партнера "придаст дополнительный импульс его реализации и пойдет на пользу и другим". А на итоговой пресс-конференции подчеркнул, что Россия "с ее новыми возможностями возвращается в Балканский и Черноморский регионы", которые "всегда были зоной наших особых интересов".

Что такое ОЧЭС

Организация Черноморского экономического сотрудничества была создана в 1992 году. В нее входят Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина. Еще 13 государств, в том числе США, Германия и Франция, имеют статус наблюдателей. Государства — члены ОЧЭС с общим населением около 330 млн человек представляют собой огромный потенциальный рынок. Для Москвы ОЧЭС особо привлекательна тем, что является действительно экономической, а не политизированной организацией.



Российский газ зайдет в Европу с юга

Юлия Миронова

Желающих участвовать в новом энергетическом проекте, который задумали Россия и Италия, уже предостаточно. Не прошло и пары дней с момента подписания меморандума о строительстве газопровода "Южный поток", как о готовности разделить расходы объявили Болгария и Греция. Неудивительно. Его пропускная способность позволит обеспечить российским газом весь европейский юг, и не только.

Еще в конце прошлой недели главы "Газпрома" и итальянской Eni Алексей Миллер и Паоло Скарони подписали меморандум о строительстве газопровода. Нынешний меморандум — это еще один шаг к укреплению энергобезопасности стран Евросоюза, согласились все присутствовавшие на торжественной церемонии. Европе вновь пришлось признать, что зависимость от поставок российского газа  гораздо менее болезненна, чем возможный энергодефицит. А на все заявления стран-"младоевропейцев" об угрозах такого зависимого положения "старая" Европа отвечает новыми совместными проектами.

"Южный поток" — это система газопроводов, которая соединит Россию и Европу по дну Черного моря. Российский газ сначала пойдет по дну Черного моря, выйдет на поверхность в Болгарии, а затем разделится на две ветки. Одна из них обеспечит газом юг Италии, а другая "направится" в Австрию и Словению.

Надо сказать, это не первый совместный проект "Газпрома" и Eni. Обе компании успешно сотрудничали при реализации проекта "Голубой поток" — магистрального газопровода, предназначенного для прямых поставок российского газа в Турцию по дну Черного моря. В 2003 году "Голубой поток" запустили в эксплуатацию, и за два последних года по нему в Европу ушло 12 млрд кубометров российского газа. "Южный поток" будет еще мощнее — по нему мы будем поставлять в Европу до 30 млрд кубометров в год.

Эти объемы были намечены еще в ноябре 2006 года, когда  "Газпром" и Eni подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Тогда мы получили возможность c 2007 года поставлять газ напрямую на итальянский рынок. Все действующие контракты на поставку российского газа в Италию продлены до 2035 года. Именно для реализации этого соглашения потребовался новый газопровод.

В Италии российский газ ценится буквально на вес золота, ведь его доля  в энергетическом балансе страны — более 30%, и три четверти необходимого топлива приходится покрывать за счет импорта. Но помимо очевидных выгод от "Южного потока" итальянцы получат кое-что еще. Новый проект поможет им закрепиться на российском рынке. Напомним, не так давно Eni приобрела две российские компании — "Арктикгаз" и "Уренгойл". 
В любом случае "Южный поток" сулит большие прибыли всем его участникам. Неудивительно, что президент Болгарии Георгий Пырванов увидел в нем "большие возможности для развития экономики Болгарии", а премьер-министр Греции — шанс окончательно закрепить статус своей страны как основного узла для распределения российских энергоресурсов. И можно не сомневаться, что число желающих воспользоваться возможностями нового "Южного потока" увеличится в самое ближайшее время.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...