Грузин расколол "турецкий вопрос"
Грузинские парламентарии серьезно поссорились. Дело чуть не дошло до драки. Причиной стали турки-месхетинцы, депортированные из Грузии в 1944 году. Парламентская команда Саакашвили настаивает на их возвращении. Оппозиция - категорически против. В итоге парламент после бурных дебатов все же принял закон "О репатриации лиц, насильственно переселенных Советской властью из Грузии в 40-х годах XX века". Пока, правда, только в первом чтении.
Спор идет даже о том, как их называть - турками-месхетинцами или месхами-мусульманами. Эксперты убеждены: проблему нахрапом решить нельзя. В противном случае над Грузией нависнет угроза жесточайшего межнационального конфликта.
Но подозревать сторонников Саакашвили в излишнем демократизме, а оппозиционеров в ксенофобии все же не стоит. И те и другие, обзываясь нехорошими словами и обмениваясь угрозами, преследуют свои цели. Судя по утечкам информации, кто-то намекнул президенту, что без решения проблемы турок-месхетинцев о сближении с НАТО останется лишь мечтать. Но спешно подготовленный парламентским большинством закон у серьезных юристов вызывает усмешку. Слишком уж он поверхностный. Ощущение, что писали его дилетанты. Для галочки, просто, чтобы отчитаться перед Западом.
Оппозиция заявляет, что "власть волнуют миллионы, выделенные Советом Европы на этот проект, а вовсе не восстановление пресловутой исторической справедливости". Лидер оппозиционных консерваторов Звиад Дзидзигури считает законопроект "предательским, направленным против территориальной целостности Грузии". И требует проведения общенационального референдума.
- Я очевидец тому, как в 2002-2003 годах Саакашвили носился по стране и заверял народ, что пока он жив, ни один турок-месхетинец не ступит на эту землю. Тогда он всю вину сваливал на "маразматическое правительство Шеварднадзе". Если это так, то почему мы должны выполнять обязательства, взятые на себя маразматиком? Меня интересуют внятные прогнозы о последствиях репатриации этого народа, - сказал Дзидзигури на парламентских слушаниях. - Нам пока нужно решить проблему беженцев из Абхазии и Южной Осетии и лишь потом заниматься месхетинцами.
На кону - судьба сотен тысяч омусульманенных грузин и этнических турок, которые 63 года пытаются вернуться на родину. А еще тех, кто переселился на земли, где раньше жили месхетинцы.
Многих грузин пугает, что после задуманного Саакашвили "переселения народов" количество мусульман в стране значительно возрастет. И даже те, кто поддерживает репатриацию, выступают против компактного проживания турок в том или ином районе Грузии. Мол, нет гарантий, что в будущем они не потребуют автономии.
Месхетинцы же настаивают на возвращении в регион Самцхе-Джавахети, где они жили до 1944 года. "Освобожденные" от них земли еще при Сталине были заселены выходцами из Аджарии. Сейчас там живут грузины и, компактно, почти 150 тысяч армян.
- Мы не против того, чтобы эти люди вернулись в Грузию, - говорит "Известиям" житель города Ахалцихе Владимир Микеладзе. - Но почему именно сюда? Здесь и так проблем хватает. Безработица - почти сто процентов. В Ахалкалакском районе армяне давно требуют автономии. И вдруг приедут тысячи мусульман, которые захотят вернуть себе села, дома, земли, кладбища. Экономические требования перерастут в религиозные, политические. Обязательно начнется резня из-за какого-нибудь пустяка. Нужен кому-нибудь второй Карабах в Грузии?
Опасность политизации вопроса почувствовала спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, Она призвала считать законопроект "базовым и не торопиться с оценками".
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
В 1944 году по приказу Сталина турки-месхетинцы, жившие в 224 селах на юге Грузии, были депортированы в республики Средней Азии. Большая часть - в Узбекистан, в Ферганскую область. В разгар перестройки, в 1989 году, в Фергане вспыхнул один из первых в СССР межэтнических конфликтов - месхетинцы и узбеки убивали друг друга, за пять дней боев погибли более ста человек. После этого значительная часть турок (около 90 тысяч человек) была переселена в Россию. Но и там далеко не всегда они находили общий язык с местным населением. За последние годы около 35 тысяч месхетинцев отправились в Турцию, многие получили убежище в США и других странах Запада.