Наша авиация не свалится в плоский штопор
Авиасалон в парижском пригороде Ле-Бурже подходит к концу. Осталось два дня, после которых на выставку пустят простых посетителей и о работе никто больше не будет говорить. Два главных экспонента - европейский "Эйрбас" и американский "Боинг" - уже подвели предварительные итоги: Европа заработала $75 млрд, США - около $12,5 млрд. Кризис европейского авиастроения преодолен. Успехи России скромнее, но некоторые из них весьма обнадеживают. Москва пока не претендует на рынок дальнемагистральных гражданских самолетов. Ближайший наш конкурент западным образцам пассажирский самолет МС-21 компаний "МиГ" и "Иркут" еще в чертежах. О его перспективах никто говорить пока не берется.
Другой проект - "Сухой SuperJet", хоть и не стал бестселлером салона, все же привлек к себе внимание. Причем не только потенциальных покупателей - "Сухой" продал десяток машин итальянскому авиаперевозчику. Для "Сухого" это первый и стратегически важный шаг. Из 600-800 машин - две трети Россия предполагает выставить на внешний рынок.
- SuperJet интересовал не только, собственно, как продукт, но и как образец технологических и инновационных достижений, - рассказал "Известиям" глава Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Владимир Каргопольцев. - Иностранцев интересовали вопросы прочности, автоматизации управления полетом и те алгоритмы безопасности, которые в нем заложены.
ЦАГИ - одно из ведущих научных учреждений в мире. Все наши самолеты получили путевку в жизнь только после всеобъемлющего тестирования в ее лабораториях. Сейчас там "обдувается" и "ломается" первый SuperJet. По словам Коргопольцева, система автоматизации полета на SuperJet позволяет в 20 заданных аварийных ситуациях выйти из всех. У иностранных машин этот показатель не превышает 10-14 случаев.
- Такой ситуации, как в Донецке, с SuperJet не будет, - уверен ученый. - Наша система не допустит возникновения максимальных углов атаки и сваливания самолета в плоский штопор. Интерес к нашим разработкам огромен. Мы провели ряд переговоров с иностранными компаниями по созданию современных систем обеспечения полетов. Это когда пилот самолета контролирует воздушную обстановку вокруг, взаимодействует с землей, с самолетами вокруг себя.
Еще одно направление, вызвавшее интерес западных компаний, связанно с упругостью материалов конструкции самолета. Раньше потеря прочности или, наоборот, ее повышение приводило в авиации к катастрофам. Сегодня эта неприятная особенность должна быть использована во благо самолетостроения. Россия в этой области лидер. Причем в решении этих проблем будут использоваться нанотехнологии - датчики на корпусе, которые самостоятельно без участия человека будут решать, как вести себя всей конструкции в зависимости от нагрузок на отдельные ее части. Итальянская "Аления" решила создать совместное с ЦАГИ предприятие. На предстоящем салоне МАКС в подмосковном Жуковском сотрудничество будет оформлено документально.