Бутылка XXI века
Сегодня потребитель довольно часто сталкивается с низкокачественными, а то и небезопасными для здоровья продовольственными товарами. Средства массовой информации переполнены сообщениями о случаях единичных или даже массовых заболеваний, вызванных испорченными пищевыми продуктами. И дело не только в прямой фальсификации или продаже товаров с истекшим сроком годности - этот аспект проблемы касается уже не покупателя, а контролирующих органов. Часто проблема заключается в упаковке - насколько она отвечает гигиеническим требованиям, обеспечивает соблюдение сроков хранения и неизменность вкуса помещенного в эту упаковку продукта, а прежде всего - гарантирует его безопасность для нашего здоровья. Летом особенно остро стоит вопрос правильного выбора из множества существующих видов упаковки для напитков.
Возвращаясь из магазина, каждый из нас наверняка несет с собой домой или минеральную воду, или подсолнечное масло, или пиво. И наверняка вода, масло и пиво будут в пластиковой бутылке, уже хотя бы потому, что так легче нести. Но, покупая напитки, не менее важно подумать, как мы их будем пить. Будет жидкость контактировать с загрязненной внешней стороной упаковки, как у алюминиевой банки, или потечет через защищенное крышкой горлышко пластиковой бутылки?
Обычная пластиковая бутылка - это вещь, с которой мы сталкиваемся почти ежедневно, совершенно не задумываясь, что мы имеем дело с продуктом высоких технологий, вошедшим в нашу жизнь не так уж и давно. Практически всегда эта бутылка будет сделана из полимера со сложным названием полиэтилентерефталат, сокращенно - ПЭТ. Этот полимер между тем был открыт сравнительно недавно английскими химиками, причем первоначально как материал для изготовления волокон для производства тканей и пленки для самых разнообразных целей, прежде всего для упаковки. И уже совсем недавно, лет 40 тому назад, из ПЭТ догадались изготавливать емкости - те же бутылки для самых различных жидкостей. Догадка стала столь удачной, что теперь ПЭТ-упаковка стала чрезвычайно популярной и с каждым годом все больше и больше вытесняет традиционную стеклянную тару и даже новомодные алюминиевые банки. В чем же причина такой популярности ПЭТ у потребителя и производителя?
Спаси и сохрани
Ответ на этот вопрос не сложен. Все дело в том, что ПЭТ является полимером с уникальными даже в своем классе свойствами. Он является легким полимером - но мы знаем и другие примеры нетяжелых полимерных материалов. ПЭТ удобен в использовании, но и остальные часто обладают этим качеством. ПЭТ дешев, хотя и не является рекордсменом по этому показателю. Самое главное, что залитые в ПЭТ-емкости пищевые продукты совершенно не изменяют своих потребительских качеств - ни запаха, ни вкуса, ни плотности, ни цвета. Именно поэтому производители с уверенностью разливают в ПЭТ минеральную и простую питьевую воду, сладкие газированные напитки, соки и растительные масла, уксус, различные соусы, квас и молочные изделия, а также, и в данном случае для нас это самое важное, - пиво. Оказалось, что инертность ПЭТ-бутылок по отношению к продуктам, которыми их заполняют, причем с самыми разнообразными свойствами, делает их уникальными в классе пластиковой тары.
Когда-то, на заре "полимерной эры", растительное масло не разрешалось заливать в примитивные полиэтиленовые фляги - а в ПЭТ-бутылке этот довольно сильный органический растворитель совершенно не взаимодействует с материалом стенок. Такие агрессивные вещества, как столовый уксус, а особенно его концентрат - уксусная эссенция, также благополучно могут разливаться в ПЭТ-бутылки. Очень чувствительны к посторонним примесям такие жидкости, как пиво, минеральные воды и квас, но и они прекрасно "чувствуют себя" в ПЭТ-бутылке. И никого не удивляет, что молоко, питьевой йогурт и кефир, даже для детского питания, продаются в ПЭТ-упаковке без всякого снижения качества продукта.
Вернемся к пиву. Все сказанное относится прежде всего именно к этому напитку. Не удивительно, что львиная доля пива в России разливается в пластиковые бутылки - и не только в России. Известно, конечно, что традиционно пиво за рубежом пока еще разливается в основном в стеклянные бутылки и алюминиевые банки, но объяснение этому парадоксу простое. Пиво в Европе пьют столетиями, а ПЭТ-бутылку изобрели недавно и к ней еще не привыкли. У нас же за пивом всегда выстраивалась длиннющая очередь, и никаких традиций сложиться не могло - мы готовы были пить из любой тары, хоть бы и из молочного бидона. Появление алюминиевых банок несколько сместило акценты в Европе, но уже давно и там пить пиво из банки, да еще на ходу, считается дурным тоном. У нас же банок отродясь не было, они появились всего лет десять тому назад. Поэтому появление современной пластиковой тары, особенно ПЭТ-бутылок, было встречено с восторгом.
А если вернуться к Европе - то вот новая, самая современная тенденция. Пиво начали разливать в ПЭТ-бутылки, и потребитель немедленно откликнулся - в 2006 году немцы купили более миллиарда упаковок пива в таких бутылках. А более крепкие напитки они, как и другие европейцы, как и американцы, пьют уже давно. Даже такие благородные напитки, как виски "сингл-молт", продаются (и покупаются!) в красивых, изящных и удобных в использовании ПЭТ-бутылках.
Культурно и с удовольствием
Поговорим о гигиене. В советские годы сатирики критиковали ликеро-водочную промышленность за "козырек" на водочной бутылке - оторвал, и уже недопитую бутылку не закрыть. Придется пить до дна, а в этом нет ничего хорошего! Так и стеклянная бутылка для пива - если бутылку открыл, то больше ее уже не закрыть. То же и с алюминиевой банкой. А вот на ПЭТ-бутылках помещены удобные завинчивающиеся пластмассовые крышки, и недопитое пиво можно закрыть и поставить обратно в холодильник. Кроме того, под крышку никакая пыль проникнуть не может, горлышко всегда остается чистым - в отличие от тех же банок, крышки которых часто пыльные и вообще-то их перед употреблением следует мыть, а не открывать прямо на улице.
Возможность открыть-закрыть ПЭТ-бутылку, ее легкость и значительный объем пива в ней делают эту тару идеальной для загородного отдыха, для дачи и пикника на опушке леса или на берегу речки. Здесь время течет медленно, торопиться некуда, и разлитое по стаканам (пусть даже пластиковым) пиво пьется легко и с удовольствием. А бутылку на это время можно закрыть, пиво не будет выдыхаться. Пива можно взять много, но не надо таскаться с тяжеленным ящиком на дюжину бутылок - сейчас выпускается пиво в ПЭТ-бутылках емкостью один, полтора, два и даже пять литров. Так же легко унести с собой опустошенную тару, не загрязняя лес и берег битым стеклом. Но об экологичности ПЭТ-бутылок пусть лучше скажет специалист, мы же закончим небольшими статистическими данными.
Сейчас доля пива, выпускающегося у нас в ПЭТ-бутылках, достигла уже 45% - и это всего лишь с 2004 года. По прогнозам специалистов, в будущем году в такой таре будет выпускаться более половины всего пенного напитка, причем исключительно в отечественных ПЭТ-бутылках, - ведь уже сейчас в России выпускается чуть ли не 99% используемых пивоварами пластиковых бутылок. Основные пивоваренные компании ("Балтика", "Сан-Интербрю", "Очаково") уже несколько лет разливают пиво в пластик, и их специалисты заметили, что потребитель предпочитает именно такую упаковку.
Что такое ПЭТ
Поскольку ПЭТ является продуктом тонкого химического синтеза, мы обратились за разъяснениями о преимуществах этого полимера к специалисту по высокомолекулярным соединениям, кандидату химических наук Виктору Малинскому.
- Открытие и синтез полимеров - это одно из крупнейших достижений науки XX века. За все время существования человечества мы сначала использовали камень, кости и кожу животных и дерево, затем придумали стекло и научились выплавлять металлы. Потом появилась бумага, и еще древние римляне придумали искусственные строительные материалы типа бетона.
Пожалуй, никаких других принципиально новых материалов после этого не было открыто в течение почти двух тысяч лет. И только в XX веке начался "бум" пластических масс и полимеров. Сейчас, оглянувшись вокруг себя в любом месте - дома, на работе, в транспорте, мы увидим прежде всего полимеры. Из них изготавливают оконные рамы и колпачки авторучек, детали мебели и напольные покрытия, самые разнообразные канцелярские принадлежности и ткани, компьютерные клавиатуры - и самые разнообразные емкости.
Если для пластмассового ведра или канистры, в принципе, не очень важно, из какого вида полимеров они изготовлены - полиэтилена или, скажем, полистирола, лишь бы пластмасса была достаточно прочной и не пропускала воду или бензин, то для пищевых товаров свойства материала емкости - самое важное. Прежде всего ни в коем случае этот материал не должен никак взаимодействовать с жидкостью или сыпучим веществом, помещенным в емкость. Особенно это важно в случае жидкостей, потому что, как известно любому, даже неспециалисту, жидкость гораздо "теснее" соприкасается со стенками емкости, чем какие-нибудь соль или сахар.
Поэтому с самого начала производства полимеров усилия химиков были направлены на создание таких соединений, которые были бы совершенно инертны по отношению к содержимому емкостей, изготовленных из этих соединений. И успех пришел. Таким полимером оказался ПЭТ. Почему не другие полимерные соединения?
Дело в том, что для формования изделий из расплавленной пластмассы обычно требуется добавлять в расплав некоторое количество так называемых пластификаторов. Из самого названия веществ понятно, что они способствуют большей пластичности массы и, соответственно, лучшей формовке. Вот тут-то и "зарыта собака" - сам полимер может быть совершенно инертным, а вот пластификатор вполне может просачиваться из стенок емкости в ее содержимое.
Одним из самых замечательных свойств ПЭТ является такая особенность: при формовании емкостей - бутылок, баллонов, тарелок - пластификатор практически не нужен. Материал сам по себе настолько пластичен, что изделия прекрасно получаются без добавок. И как следствие - ПЭТ не имеет себе равных по инертности. Я бы даже осмелился сказать, что в емкостях из ПЭТ можно хранить практически всё без всякого ущерба для содержимого. Что касается пива, то лично я, как и мои коллеги, предпочитаю пиво именно в ПЭТ-бутылках, поскольку мы лучше других знаем, насколько хорошо сохраняется в них вкус и аромат любимого нами напитка.
Утилизируй это
В последние годы приобрели особую остроту проблемы экологии, в частности вопросы утилизации твердых бытовых отходов, большая часть которых представлена разнообразными видами тары. На вопрос, соответствуют ли экологическим требованиям ПЭТ-упаковки, отвечает ассистент-профессор Чикагского университета Виктор Левинсон.
- Конечно, рядовой покупатель пива или минеральной воды не часто задумывается, что будет с ПЭТ-бутылкой после того, как он ее опустошит. Но для нас, специалистов в области экологии, а если более узко - специалистов по утилизации отходов, этот вопрос едва ли не самый важный.
Знает ли обычный потребитель про Гималаи отходов, накапливающихся во всех странах мира вокруг их городов и убивающих природу, отравляющих поверхностные и подземные воды? Миллионы тонн отходов грозят обрушиться на нас, если мы не будем постоянно проводить работы по их утилизации. А сложности этой утилизации состоят как раз в том, что традиционные упаковочные материалы - чужеродные для природы вещества, в том смысле, что природа не очень хорошо умеет их "переваривать". Дело в том, что обычные материалы для упаковки - бумага, дерево, кожа со временем превращаются в безвредные вещества под действием микроорганизмов, которые с удовольствием пожирают органические отходы. И в результате этого процесса образуются всего лишь углекислый газ да вода.
Однако это не относится к другим упаковочным материалам, прежде всего к стеклу и нержавеющему металлу. Стекло - практически вечный материал, разбитая бутылка столетиями может сохраняться в неизменном виде - стеклянные емкости из Древнего Египта, например, можно увидеть в любом музее. Алюминиевая банка не ржавеет, как железо или даже медь, и тысячи тонн таких банок мы ежегодно закапываем в землю на полигонах, оставляя проблемы утилизации нашим потомкам. Традиционные виды пластмассы - тот же пресловутый полиэтилен - также несъедобны для микроорганизмов, и над свалками ветер поднимает квадратные километры выброшенной пленки.
Со стеклом, алюминием и ПЭТ ничего сделать невозможно, если только не использовать их вторично. В западных странах, например, существует целая культура по сбору и утилизации использованной упаковки. Жители этих стран сортируют свой мусор и выбрасывают отдельно жестяные банки, стеклянные бутылки, пластик. Кое-где для стимулирования процесса сбора использованной упаковки даже ввели специальное залоговое законодательство. В Германии, например, покупая пиво в алюминиевой банке, вы отдаете в залог 25 центов. И вам их вернут, только если вы вернете эту банку на сборный пункт.
Страны, недавно ставшие членами Евросоюза, проводят у себя активные кампании по популяризации раздельного сбора мусора. А в Южной Америке использованную упаковку очень тщательно убирают желающие на ней заработать. Там за сданные бутылки и банки платят хорошие, по меркам местного населения, деньги. Таким образом, с точки зрения экологии ПЭТ вполне безопасная упаковка.
Так что мои рекомендации как эколога - пейте квас, пиво, молоко и минералку из ПЭТ-бутылок! Кстати, это рекомендации и как вашего "коллеги"-потребителя. Я покупаю все нужные мне пищевые товары только в ПЭТ-упаковках.
Классика жанра
Пивоваренная компания "Балтика" выпустила популярное пиво "Балтика N 3 Классическое" в ПЭТ-упаковке, которая на вид совершенно не отличается от традиционной для "Балтики N 3" пол-литровой стеклянной бутылки, только вдвое больше. О том, почему компания выбрала именно ПЭТ для популярной "тройки", рассказывает бренд-менеджер "Балтики N 3 Классическое" ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Всеволод Николаев.
- Выбор ПЭТ-упаковки для ключевого бренда компании был обусловлен потребительскими предпочтениями и тенденциями рынка, которые "Балтика" всегда учитывает. Ведь в последнее время россияне все чаще выбирают пиво именно в ПЭТ-упаковке. Форма и внешний вид нашей литровой ПЭТ-упаковки точно повторяют стеклянную поллитровую бутылку, и в отличие от традиционных пластиковых баллонов с донышком "звездочкой" "балтийская" литровая ПЭТ-бутылка имеет плоское дно. Кроме того, завинчивающаяся алюминиевая пробка с опорным кольцом - новинка для сегмента ПЭТ - делает упаковку герметичной и не выпускает углекислый газ, что позволяет сохранить мягкий вкус пива. Проведенные нашими специалистами испытания показали, что в новой таре пиво прекрасно сохраняет свои свойства. И потом, новая ПЭТ-упаковка легкая, практичная и удобная.
Проведенные специалистами компании исследования показали, что небьющаяся литровая "Балтика N 3" пришлась по душе потребителю. Вывод на рынок новой литровой ПЭТ-упаковки позволил существенно увеличить продажи пива "Балтика N 3 Классическое".