Режиссер Эмир Кустурица: "Я больше не модный режиссер"
Сербский режиссер Эмир Кустурица привез на открытие Московского кинофестиваля свой новый фильм "Завет". Гротескная комедия о мальчике, которому дедушка дал наказ: продать в городе корову, купить икону и найти женщину, претендовала этой весной на "Золотую пальмовую ветвь", но осталась без призов. Со знаменитым режиссером побеседовала обозреватель "Известий" Анна Федина.
вопрос: Считается, что смешные фильмы надо снимать с серьезным выражением лица. Вы были серьезны на съемочной площадке "Завета"?
ответ: Да. Но каждый раз, когда я снимаю кино и вижу, что перед камерой происходит что-то смешное, я хохочу, как самый благожелательный и веселый зритель, какого вы себе только можете вообразить. Я свято верю, что режиссер полномочный представитель аудитории на съемочной площадке, поэтому я не собираюсь скрывать свои эмоции. Грустно плачу, смешно смеюсь.
в: На съемках "Завета" вы много смеялись?
о: О, да! Больше всего я смеялся над героем, который притаскивает в маленький сербский город картонную копию башен-близнецов, чтобы установить их на площади как памятник капитализму.
в: То есть это были не съемки, а сплошное удовольствие?
о: Не совсем так. В моей жизни веселье всегда тесно переплетается с трудностями. Например, на то, чтобы снять смешной фильм, я трачу гораздо больше сил и нервов, чем на любой другой серьезный проект.
в: Деревня, в которой живут герои "Завета", похожа на вашу? (Дом Кустурицы в Сараево был разрушен во время войны, после чего режиссер объявил, что в родной город больше не вернется, а в 2005 году в горном районе Сербии он построил собственную деревню Кюстендорф. "Известия").
о: Не особенно. Она, во-первых, совсем сельская, а во-вторых, строилась для съемок, поэтому в ней учтено все, что нужно для кино. Моя же деревня, хоть и построена из того же материала дерева, гораздо более урбанистическая. Там есть кинотеатр, картинная галерея, ресторан, даже студия. И потом деревня в "Завете" не такая высокогорная, она строилась на высоте 700 метров, а моя деревня на высоте 1200 метров.
в: Как вы общаетесь с внешним миром?
о: От нее всего три часа до Белграда, а кроме того, она находится аккурат посередине между Боснией и Сербией. Это очень живописный район, который был практически необжит. При коммунистах там был военный полигон, а сейчас там пусто и очень красиво.
в: Вы там живете и оттуда разъезжаете по всему миру?
о: С каждым годом я все сильнее ненавижу путешествия. Я хочу быть ближе к природе, и вообще дома у меня куча дел. Вы даже представить себе не можете, сколько я всего строю. Склон для горнолыжного спорта, два новых дома...
в: Что, своими руками?
о: Нет, я даю деньги и руковожу процессом.
в: На пресс-конференции вы посетовали, что кино превращается в модный бизнес: зимняя коллекция фильмов, летняя... А себя вы модным режиссером не считаете?
о: Я когда-то был модным, сейчас уже нет. Я задержался на сцене, 26 лет для современного кино это слишком много. Сейчас режиссера вытаскивают на Олимп, два-три года с ним носятся, а потом про него забывают.
в: Приятно быть модным?
о: В принципе, это помогает делать то, что ты хочешь. Так же как фестивальные награды помогают тебе найти деньги на следующий проект. Так что быть одним из самых титулованных режиссеров своего поколения совсем неплохо.
в: Фестивальная награда не гарантирует фильму успеха в прокате. Что для вас важнее?
о: Я стараюсь найти компромисс между фестивальным кино и массовым. И сейчас мне в общем-то уже не нужны фестивали. Мои фильмы будут успешно прокатываться по всему миру и без очередной награды. Конечно, если меня позовут в Канн, я поеду, но участвовать в конкурсе больше не буду точно.
в: А как же чувство здоровой конкуренции?
о: Я не могу сравнивать свое кино с фильмами коллег. Вы можете, вы смотрите со стороны. А если я начну сравнивать себя с кем-то другим, это будет ощутимый удар по моему самолюбию.