Заводы - клеркам, фабрики - богеме, ангары - миллионерам
Заводская проходная, песня гудка, мартеновские печи - весь этот фабричный фольклор имеет все меньше отношения к московским промышленным предприятиям. Вместо усталых пролетариев бывшие цеха обживают подтянутые клерки и столичная богема, а в ближайшем будущем там "заведутся" молодые миллионеры. Не случайно на завершившейся недавно выставке архитектуры и дизайна "Арх Москва" тема конверсии столичной промышленности стала одной из основных. Как оказалось, мрачноватая поэзия заводских построек в последнее время все сильнее вдохновляет архитекторов, притягивает девелоперов и приносит все большие деньги. "Известия" выясняли, во что превращают бывшие цеха новые хозяева.
"Красная Роза" - эмблема "белых воротничков"
Чаще всего краснокирпичные стены становятся местом обитания "белых воротничков". И это логично - в конце концов, рабочие какого-нибудь сборочного цеха и пролетарии умственного труда - это явления одного порядка. Даже психология цехового пространства вполне совпадает - большое помещение с высокими потолками и широкими окнами по сути почти готовый офис, построенный по принципу open space (когда сотрудники сидят в одной комнате, символически разделенной на "загоны" с помощью невысоких перегородок).
С точки зрения городского уклада особенных изменений в случае превращения цеха в офисный центр не происходит - эти здания по-прежнему остаются территорией ограниченного доступа. Только отчищенный кирпич стен освежает свой красный оттенок, потертые рамы и разбитые стекла заменяются пластиковыми стеклопакетами, а вместо станков появляются компьютеры.
Такую метаморфозу претерпели, например, шелковые фабрики. Бывший Московский шелковый комбинат имени Щербакова (улица Электрозаводская, 27) перевоплотился в бизнес-центр "ЛеФОРТ". Производство переведено в Ивантеевку, а освободившиеся здания заняли офисы. Унылый административный корпус из серых бетонных блоков обрел веселенькую бирюзовую облицовку и гигантскую декоративную ленту на фасаде, напоминающую о шелковом прошлом места. Остальные здания фабрики, датированные концом XIX - началом XX века (помещения бывшей мануфактуры Гижона), остались практически нетронутыми - стены клейменого кирпича отчистили пескоструйной машиной, в интерьер проходных добавили света, стекла и хрома. Одноэтажные бараки, занимавшие внутренний двор, снесли, освободив место для парковки и фитнес-центра с теннисным кортом, а бывшую водонапорную башню на крыше превратили в переговорную комнату. Сияющие свежим кирпичом стены "ЛеФОРТА" представляют занятный контраст с расположенным на соседнем участке МЭЛЗом, не сменившим пока своей промышленной ориентации, - роскошная, почти замковая архитектура лампового завода являет собой картину откровенного упадка.
Бывшая шелковая фабрика "Красная Роза" - один из первых примеров успешной конверсии промзон: она превратилась в одноименный офисно-деловой центр еще в 2004 году. Офисным центром стала и бывшая Московская ситценабивная фабрика (некогда Товарищество ситценабивной мануфактуры Э. Циндель) на Дербеневской набережной, 7 - теперь она носит название бизнес-парка "Новоспасский двор", а в ее 14 корпусах появились офисы класса В+. Там же, в районе метро "Павелецкая", на месте бывшей кожевенной фабрики работает бизнес-центр "Дербеневский". Характерно, что особенно ценят реанимированные здания бывших цехов крупные интернет-компании - например, офис Яndex разместился в цехах бывшей ткацкой фабрики Филиппова на улице Самокатной, а офис Rambler - на территории электротехнического завода "Динамо" у метро "Автозаводская".
"Винзавод" - центр современного искусства
Импонирует промышленная романтика и гражданам с художественным уклоном. Галереи и клубы - распространенный вариант приспособления промзон для непроизводственных целей. Так, в art-кластер (коллекцию всевозможных кафе, галерей, магазинов с культурным уклоном) превращен бывший красильный цех фабрики "Красная Роза" - там размещается уже завоевавший известность центр дизайна "Artplay". Там торгуют дизайнерской мебелью и светильниками, проводят вечеринки, выставки и театральные представления, там же находится книжный магазин и кафе "Кекс". При этом следы пребывания здесь текстильного производства скрыты весьма символически - кирпичная кладка покрыта слоем белил, сохранены внушительных размеров промышленные вентиляторы и даже рельсы, по которым в былые времена передвигалось оборудование.
Синонимом модного художественного места стало в последнее время название "Винзавод" - на территории бывшего пивоваренного завода "Московская Бавария", занятой цехами постройки XIX века, разместился Центр современного искусства. Там открыли новые пространства несколько известных столичных галерей - такие как "Айдан" и галерея Гельмана. Клубы, арт-кафе, кинозалы, кафе и дизайнерские магазины - бывший завод в районе Курского вокзала гарантирует "правильный" набор мест посещения для столичной богемы.
Жилье в бывшем лодочном сарае по $50 тысяч за метр
Если первые две версии использования бывших цехов уже привычны для Москвы, то предложение пожить на заводе в некотором роде сенсационно - хотя для западных столиц это давно уже не новость. Понятие "лофт" (переоборудованная из промышленного здания квартира) появилось впервые в 30-х годах в Нью-Йорке, когда после Великой депрессии в городе встали десятки производств и хозяева начали сдавать пустующие помещения за гроши всем желающим. Первыми преимущества "фабричного жилья" оценили художники - в лофте на 43-й улице Манхэттена жил, например, Энди Уорхол. Постепенно за лофтом закрепилась репутация нестандартного и очень дорогого жилья для молодых, необремененных семьей и преуспевающих.
Признаки типичного лофта - высокие потолки (метров 10-20), очень большие окна (до 3 метров в высоту) и огромная площадь - не менее 200-300 метров. Первый в Москве образцово-показательный лофт появился нынешней весной на стрелке Болотного острова, в бывшем лодочном сарае. Раньше здесь были помещения для хранения лодок императорского яхт-клуба, а затем - детской школы гребли.
Вход в сарай-лофт - через стеклянное крыльцо - у ног церетелиевского Петра Первого. Внутри - просторная гостиная с дизайнерской мебелью, открытая кухня и маленький кабинет. На антресолях, куда ведет стеклянная лестница, - еще одна гостиная. На жилье это не очень похоже - больше на штаб-квартиру или место для корпоративных вечеринок в неформальной обстановке. Но это скорее достоинство - лофт чаще всего не бывает домом для семьи, а является "игрушкой", прихотью богатого владельца.
На продажу его пока не выставляют. Цены тоже пока не определены. Но ориентиры есть - жилье такого уровня на Якиманке стоит до 50 тысяч долларов за метр, на Остоженке - около 25 тысяч долларов...
Многообещающими с точки зрения создания лофтов считаются промзоны Лефортовская, Краснопресненская, Филевская, Дорогомиловская, Раменки, район 60-летия Октября, некоторые территории на Волгоградском проспекте и Звенигородском шоссе.
За содействие в подготовке материала благодарим движение "Свобода доступа" и лично Александра Змеула и Марию Фадееву.
Не все цеха одинаково полезны
Некоторые промзоны, несмотря на очень привлекательную архитектуру, настолько загрязнены, что использовать их под жилье невозможно. Например, владельцы территории бывшего металлургического завода "Серп и Молот" были вынуждены отказаться от планов превращения ее в элитный жилой квартал и остановились на торгово-офисном варианте. А заместитель директора по развитию ЗАО "Красная Роза" Анна Арушанян, выступая на "круглом столе" в ЦДХ, объяснила, почему планируется снести вполне успешный Центр Дизайна ARTPLAY:
- Кирпич, годами впитывавший ядовитые свинцовые испарения красильного цеха, теперь начинает их отдавать.
Впрочем, есть версия, что на этом месте просто планируется построить высотное здание. Общим бедствием конверсированных зданий можно считать грибок - им заражены практически все старые заводские стены. Правда, как рассказала архитектор Наринэ Тютчева, имеющая опыт переделки промышленных объектов, надо только иметь к грибку "индивидуальный подход": заказывать исследования и целевым образом бороться с конкретным видом плесени.