Заграница не поможет!
По оценкам компании "Ренессанс Life", к 2010 г. рынок страхования жизни в России перейдет рубеж в $1 млрд. Практически все международные страховые компании объявили о намерениях работать в России и войти в пятерку лидеров по страхованию жизни. Как компании собираются применять свой западный опыт на практике в России?
Эксперты рынка страхования дают такой прогноз. "Сбор премии до 1 млрд долларов США в 2010 году. Вместе с тем проникновение услуг страхования жизни сегодня в России не более 2 долларов на человека. Это гораздо ниже показателей в странах с переходной экономикой (десятки и сотни долларов на человека в год)", - говорит Михаил Рыжков, генеральный директор "Ингосстрах-Жизнь".
Некоторые иностранные эксперты склонны так оправдывать непопулярность "жизни" в России. "По сути этот сегмент здесь начал развиваться только 2 года назад, а в мире процесс становления рынка от зарождения до максимального расцвета занимает 15 лет", - говорит Остин Кимм, президент компании "Ренессанс Life".
Как у них
При сходных экономических условиях страны Центральной и Восточной Европы опережают Россию в темпах роста рынка страхования, потому что, "несмотря на схожесть культур, эти страны ближе к западному менталитету в вопросах, касающихся накопления и планирования денежных расходов", - замечает Аджай Сингх, президент СК "Альянс РОСНО Жизнь". "Кроме того, изменения в странах Восточной и Центральной Европы происходят быстрее в связи с тем, что многие из них либо уже являются членами Европейского союза, либо близки к вступлению в ЕС", - добавляет глава страховой компании. "Страны Восточной Европы раньше вступили на путь социальных и экономических реформ. В результате, проведя реформы банковской и финансовой индустрии, а также соответствующего законодательства, они создали условия для быстрого роста рынка страхования. С другой стороны, обеспечив условия для развития местных страховщиков и притока зарубежных компаний, эти страны обеспечили рост предложения", - говорит Михаил Рыжков.
"Еще недавно в Болгарии большим спросом пользовались банки и пенсионные фонды, тогда страхование было в новинку. У нас банки не были заинтересованы в сотрудничестве со страховщиками, они не хотели страховать имущество, например. Но мы нашли выход - мы договорились с Unicredito и Sociate General делать совместные программы: теперь, когда нужно получить кредит в банке, вы можете предъявить полис, и это явится гарантией вашей благонадежности. Рост ВВП сегодня в Болгарии сходен с российским уровнем. Наша компания благодаря этому ноу-хау получила 250 млн евро", - рассказывает Димитар Желев, генеральный директор Allianz Bulgaria. Его дополняет Ханнес Чопра, председатель правления РОСНО, по его словам, несколько лет назад европейские страховщики начинали с разветвленной структуры добровольного медицинского и автомобильного страхования. "Когда-то в Европе процент полисов автострахования составлял 50% общего объема рынка. Сегодня агентская сеть, одна из необходимых в России, растет. Объем продаж по разным секторам страхования увеличивается, они придут скоро в правильное соотношение", - говорит страховщик.
"Для всех рынков необходимо наличие катализатора, который будет стимулировать рост. В Польше и Словакии таким катализатором стала пенсионная реформа, которая предполагала, что каждый должен приобрести частную пенсию при наличии субсидий государства, в других странах причина могла быть еще проще - например, взрывной рост уровня жизни населения. Россия переживает бум потребительских кредитов, ипотеки, кредитов на машину и т.д. Обычно за этим следует похожий бум интереса к страхованию", - объясняет Остин Кимм.
Что у нас
Среди препятствий, которые мешают развитию рынка, эксперты называют общую непривлекательность такого вида вложений, как накопительное страхование. Инфляция съедает прибыль не только у банковских депозитов, но и у страховых вложений. При инфляции больше чем 9% вкладывать деньги под 4% крайне невыгодно. В вину государству страховщики вменяют бездействие относительно введения unit-link-продуктов и нежелание контролирующих органов освобождать от налога на прибыль расходы компаний на долгосрочное страхование жизни своих сотрудников и уменьшать налогооблагаемую часть доходов граждан на сумму, которую они потратили на накопительное страхование. Это подтверждает Аджай Сингх: "Введение льготного налогообложения для компаний и частных лиц, безусловно, привело бы к толчку в развитии страхования жизни".
Мирослав Такл, председатель правления Allianz Czech Republic, рассказывает: "До 1992 года в Чехии существовала монополия на страховом рынке, но Чешская ассоциация страховщиков совместно с Allianz сломала систему монополии и пролоббировала налоговые скидки. Это снижение налогового бремени в случае, если ты платишь за полис страхования жизни, в необходимости этой меры мы убедили министерство финансов, и в 2000 году рынок заметно подрос".
Ханнес Чопра говорит: "Мы надеемся на реформу законодательства в области страхования жизни, это такое же необходимое условие для роста, как хорошая рекламная кампания". В то же время иностранные страховые компании признают, что "федеральная служба страхового надзора активно борется со схемами, и в течение 2006 года рынок страхования жизни подвергся значительной очистке от незаконных операций. Объем премий по страхованию жизни в 2006 году уменьшился по сравнению с 2005-м на 36,9%. То есть динамика вообще отрицательная, но результат положительный - на рынке остаются только компании, занимающиеся реальным страхованием", - признает Эрхард Йорхель, управляющий директор компании "Fortis Жизнь Страхование". Кроме того, российский страховой рынок имеет свои особенности. Рассказывает Аджай Сингх: "Одной из самых главных особенностей является недостаточная прозрачность бизнеса. Сегодня можно на пальцах одной руки пересчитать страховые компании, ежеквартально публикующие результаты деятельности по международным стандартам".
Что делать
Аджай Сингх считает, что будущее российского страхования жизни, так же как и настоящее мирового сегмента этого бизнеса, в хорошей работе агентов: "В настоящий момент во многом залогом успеха страховой компании является налаженная работа агентской сети. По сей день на развитых рынках на этот канал продаж приходится от 70% продаж страхования жизни. В России сегодня наблюдается острая нехватка профессиональных агентов". Впрочем, добавляет он, "и другие каналы продаж, как, например, прямое страхование или телестрахование, найдут свое место, но я считаю, что они скорее займут некую нишу, нежели основной сегмент".
Александр Торбахов, генеральный директор "Росгосстрах-Жизнь", считает, чтобы догнать в развитии Восточную Европу, нужно "последовательно инвестировать в развитие через построение сбытовых сетей и эффективного бэк-офиса".
"Мировая практика показала, что доминирующим каналом были и остаются агенты, делающие 50-60% продаж, далее следуют канал bankassurance (продажи через банки) (30-35%), корпоративные продажи (10-12%), прямые продажи, интернет и work-site-marketing (продажа полисов в офисе компании с разрешения ее руководства) (2-3%)", - резюмирует глава страховой компании. Не все эксперты единодушны в этом вопросе. "Я думаю, что модель продаж через агентов будет преобладать в ближайшие пять лет, потом банки станут играть главную роль, и постепенно между этими двумя силами будут возникать независимые сети, которые дополнят картину. Я не верю в прорыв в области продаж через интернет или call-центр, хотя некоторые профессионалы могут добиться успеха в этом", - размышляет Остин Кимм.
Другие в интернет верят. "Мы видим, что в России объем продаж товаров и услуг через Сеть стабильно растет, и в скором времени этот канал станет достаточно привычным для россиян, чтобы приобретать страховку, не выходя из дома", - объясняет Эрхард Йорхель. К размышлениям о том - какой канал продаж самый выгодный - иностранные страховщики добавляют решение еще одной проблемы российского страхового рынка. "Должна быть развита дистрибуция этих продуктов. До 2007 года мало кто из страховщиков занимался развитием пунктов продаж в регионах. Но, кажется, сейчас многие компании начинают внедрять региональную стратегию дистрибуции", - комментирует Остин Кимм.