Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Россия показала на биеннале Собчак и Абрамовича

Открылась для публики 52-я биеннале современного искусства в Венеции. В город-музей свезены произведения со всего света, чтобы поражать, озадачивать или эпатировать. Девиз нынешнего форума можно перевести как "Думай чувствами - ощущай разумом".
0
Компьютерный проект АЕС+Ф "Последнее восстание"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Открылась для публики 52-я биеннале современного искусства в Венеции. В город-музей свезены произведения со всего света, чтобы поражать, озадачивать или эпатировать. Девиз нынешнего форума можно перевести как "Думай чувствами - ощущай разумом".

Больше ста лет назад биеннале задумывалась в качестве меры, призванной вытащить Венецию из ветхости и запустения. План сработал. Международные выставки современного искусства, устраиваемые раз в два года, привлекли своих паломников, за ними потянулись обычные туристы, в результате чего в городской казне появились деньги на реставрацию... Правда, по прошествии десятилетий заметно вырос контраст между городской средой и содержимым павильонов в садах Джардини Публичи, где разворачивается биеннальское действо. В Венеции практически отсутствуют новостройки, и сегодняшний contemporary art в старинных декорациях выглядит, прямо скажем, чужеродным. Но у туристов обычно преобладает фрагментарное, клиповое восприятие, а сами венецианцы давно ко всему привыкли, так что диссонанс никого не раздражает. Даже когда выставочные площадки расползаются по всему городу. Нынешняя, 52-я Венецианская биеннале (в дальнейшем для краткости Б-52) стала рекордной по количеству национальных павильонов и всевозможных рамочных событий.

Насчет национальных павильонов объяснение довольно простое. Карта мира видоизменяется, государства размножаются делением, вдобавок некогда отсталые страны тоже хотят участвовать в планетарных смотрах. Таким образом возникают арендованные там и сям павильоны Македонии, Хорватии, Украины, Молдовы, Сирии или Таиланда, которым не хватило места на базовой территории. Можно смело прогнозировать рост числа подобных представительств - стоит лишь взглянуть на полный список членов ООН. Да и с частными инициативами, приуроченными к биеннале, все довольно понятно: для галерей это удачный способ "засветиться". Многие из таких выставок попадают в официальную программу. Скажем, на Б-52 ожидается интерес к двойной ретроспективе Йозефа Бойса и Мэтью Барни в Музее Пегги Гуггенхайм, к персоналке основателя концептуализма Джозефа Кошута, к проекту "Океан без берегов" знаменитого видеохудожника Билла Виолы. Наши тоже не упускают возможности угодить в средоточие арт-процесса. В этот раз московская галерея RuArts открыла выставку "Зима. Состояние души" в роскошном дворце Ка Мочениго Гамбара, а на другом конце Большого канала галерея Stella Art представила фотопроект "Руина Россия", посвященный демонтажу одноименной гостиницы. Рамочных событий много, но вал посетителей, среди которых и обязательные селебритис вроде Элтона Джона или Наоми Кэмпбелл, настолько велик, что посещаемость гарантирована любой выставке. Российский бомонд представлен на биеннале чрезвычайно широко: от Леонида Парфенова и Ксении Собчак до Романа Абрамовича, чья яхта даже на венецианской выставке плавсредств производит на специалистов и зевак неизгладимое впечатление.

Разумеется, основной зрительский поток устремляется все-таки в упомянутые сады Джардини, а также в Арсенал, где под старинными кирпичными сводами выступает символическая "сборная мира". Большой кураторский проект (на Б-52 он собран и срежиссирован американцем Робертом Сторром) традиционно представляет собой "взгляд и нечто", глобальное сочинение на заданную тему. Думать чувствами и ощущать разумом Сторру помогали опусы полусотни авторов из разных концов планеты - в том числе московских художников Андрея Монастырского и Дмитрия Гутова (наверное, в этот патриотический список следует включить и бывшего москвича, а ныне жителя США Илью Кабакова). Впрочем, национальность здесь решающей роли не играет - разве что для создания этнического колорита в отдельных зонах, как это происходит с обособленным "Африканским павильоном". Доминирует же искусство глобальное, даже в тех случаях, когда провозглашаются антиглобалистские идеи. В Арсенале особенно хорошо ощущаешь, что все эти "про" и "контра" - лишь две стороны одной медали. Например, ничто не мешает американскому куратору включать в свое шоу произведения с выраженной антиамериканской направленностью. Это настолько устойчивый и актуальный тренд, что отвергнуть его было бы непростительной глупостью...

Сами технологии современного искусства, где преобладают видео-, фото-, компьютерные и предметные инсталляции, словно снимают остроту споров о путях развития человечества. Очень удобно для обмена социальными идеями - и мало годится для появления шедевров в прежнем понимании. Великих художников теперь можно назначать специальными указами, выбирать SMS-голосованием или просто разыгрывать этот статус в лотерею...

Проекты из разных стран - едва ли не взаимозаменяемы. Перепутай за ночь вывески - и утром мало кто спохватится. Кстати, именно поэтому российский проект Click I Hope, показанный на Б-52, надо признать адекватным ситуации. Он именно таков, какой нужен, то есть без особых национальных примет и без коварных эстетических диверсий. И телевизионный "Душ" Мещерякова с Пономаревым, и пономаревская же "Волна" в виде наглядного подтверждения законов физики, и компьютерный мультик группы АЕС+Ф, и психоделическая иллюминация от Андрея Бартенева - все они с легкостью укладываются в контекст. Даже интернет-проект Юлии Мильнер, вокруг которого ломались копья исключительно из-за того, что автор не художник, а топ-модель, - даже и он уместен, поверьте. Все это не хуже, чем у остальных. Ну и не лучше. Только нам ведь, пожалуй, и не надо лучше. Мы постоянно твердим о вхождении на равных в интернациональное арт-сообщество. Куратор Ольга Свиблова устраивает в Венеции именно это. Ах, оказывается, подразумевали мы нечто другое. Но тогда необходимо додумывать мысль и приходить к выводу, что современное российское искусство нуждается в принципиально другой презентации. Возможно, даже без решительной ставки на Б-53, 54 и т.д. Хотя эта площадка в любом случае пригодится - теперь она хотя бы отремонтирована.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...