Актер Юрий Колокольников: "Мне жалко Грушницкого"
Молодой режиссер Александр Котт экранизировал "Героя нашего времени". Все действие романа уместилось в шести сериях, которые "Первый канал" покажет в течение следующей недели. Печорина в телефильме сыграл Игорь Петренко, а Грушницкого - Юрий Колокольников, который перед премьерой согласился ответить на вопросы обозревателя "Недели" Анны Фединой.
"Героев надо как-то оправдывать"
вопрос: Вы проходили кастинг на роль Грушницкого?
ответ: Я помню, как мой друг, талантливый актер Паша Деревянко, звонит мне и говорит: "Юрка, тебе скоро предстоит интересная роль" - "Какая?" - "Не скажу". Через какое-то время мне предложили сняться в экранизации "Героя нашего времени". Я пришел на пробы, мы с Игорем Петренко сыграли какую-то сцену, меня утвердили.
Изначально Грушницкий был мне совсем не близок. Это не значит, что я играю только тех героев, которые мне близки, просто я чувствовал, что это не мое. И только во время съемок я постепенно начал переламывать свое отношение к этому образу.
в: Грушницкий, действительно, не самый приятный персонаж.
о: Я не делю покойников и персонажей на приятных и неприятных. Приятными или неприятными могут быть живые люди. А с героями все иначе: можно находить в них какие-то непривлекательные черты, но я должен их для себя как-то оправдывать. Только так можно дойти до сути образа.
в: А если герой - настоящий подонок и никакого оправдания ему нет?
о: Такие роли я не понимаю. В жизни такого не может быть. Все равно, если покопаться, найдутся какие-то предпосылки такого поведения. В детстве его кто-то, скажем так, ударил под забором или еще что-то случилось.
Вот с Грушницким у меня поначалу была как раз такая история: он мне просто неприятен, я не могу его понять, и все тут. И только потом я понял, что мне его жалко, потому что он несчастный человек, который платит за свой дурацкий характер смертью и, может быть, перед этим даже встает на путь истинный... Что-то мы с вами зафилософствовались, давайте лучше поговорим о погоде.
в: Нет уж, о "Печорине". В каком-то анонсе я читала, что телефильм Александра Котта - осовремененная версия лермонтовского романа. По вашему герою это чувствуется?
о: Нет. Хотя... что подразумевать под современностью? Я сегодня шел по Полянке: слева метро, справа церковь, рядом палатка с мороженым, ходят люди, бабушки-дедушки что-то продают с лотков, африканец в майке с надписью "Загори с нами" рекламирует солярий ... И вот я подумал: "Если их всех нарядить в костюмы, а машины заменить на экипажи, окажешься в настоящем XIX веке".
Так что с современностью и историей все относительно: появились спец-эффекты, эмоции остались те же. Хотя ждать от "Печорина" того же, что Баз Лурманн сделал с пьесой Шекспира в "Ромео+Джульетте", где ДиКаприо в главной роли, все-таки не стоит.
"Дуэль сняли на том самом утесе"
в: А кавказская война занимает в "Печорине" значительное место?
о: Войны, как таковой, в картине нет, мы снимали не про это. Хотя к вопросу об относительности смены эпох: со времен Лермонтова ничего не изменилось. Тогда воевали на Кавказе - сейчас воюют.
в: Правда ли, что съемки проходили именно в местах, описанных Лермонтовым?
о: Да. Дуэль - на том самом утесе. Тамань - в домике поэта. Пятигорск - в Пятигорске.
в: В Тамани крошечный домик. Как вы там разместились?
о: Нормально. Все равно пришлось бы строить декорации в тех же размерах, что описаны у Лермонтова, - а зачем строить, если домик еще стоит?
в: А с утеса как падали?
о: Просто прыгнул - и все. Упал, поднялся, вернулся на площадку.
в: Волнуетесь перед премьерой?
о: Ни капельки. Фильм был закончен полтора года назад. Потом его выпустили на пиратских дисках, потом на лицензионных DVD, друзья иногда мне звонили: "А мы видели тебя в роли Грушницкого!". "Круто", - что я им мог еще ответить? Сейчас, когда "Печорина" наконец-то выпускают на экран, я его не увижу, потому что уезжаю на "Кинотавр".
"Звездные болезни лечат в спецдиспансерах"
в: Так вы не видели "Печорина"?
о: Видел. Понравилось.
в: А ваша работа вам понравилась?
о: А мне дали копию, где вместо Грушницкого было белое пятно, чтобы я звездной болезнью не заболел. Пожалуй, это единственный случай использования компьютерной графики в "Печорине".
в: Для вас проблема звездной болезни актуальна?
о: Нет. И потом ее сейчас лечат в специальных диспансерах.
в: У вас был в жизни момент, когда вы почувствовали, что весь мир лежит у ваших ног?
о: Я всегда это знал.
в: Но хоть какие-нибудь неудачи все же случались?
о: Постоянно, вы не поверите! Но я недавно открыл теорию: каждый должен заниматься своим делом. Кто-то снимается в хорошем кино и снимает его, но раз существует и плохое кино, значит, кто-то должен его снимать и в нем сниматься. Я очень часто попадаю под вторую категорию людей. Ничего страшного. Почему бы и нет? Если уж ты нашел свое дело, гордись им и будь счастлив. Плохое кино - это не плохо, это просто нечто другое. Я, кстати, не о Печорине.
в: Вам часто предлагают сниматься?
о: За последние несколько месяцев ни разу, поэтому я играю на барабане.
в: Сочувствую вашим соседям.
о: Нет, не дома. В кафе. Я так подрабатываю.
в: Много платят?
о: Поесть дают.
в: Очень смешно. Так все-таки, молодой талант способен заработать себе на жизнь кино и театром?
о: Может. Видели бы вы, как живут некоторые молодые звезды. А что касается меня, то в кино я снимаюсь не для денег. Вернее, необязательно для денег. У меня есть один источник дохода, о котором я вам не скажу. Ну и на крайний случай у меня есть машина - всегда можно "побомбить".