Хиддинк идет на грозу
В субботу вечером в Санкт-Петербурге российской сборной предстоит провести отборочный матч чемпионата Европы-2008 против команды Андорры. "Известия" побывали на одной из последних тренировок наших футболистов и заметили: в настрое и желании играть им не откажешь.
Выбрав Питер для короткого сбора перед встречей с Андоррой, главный тренер сборной России Гус Хиддинк убил двух зайцев. Во-первых, он на неделю выдернул подопечных из душной Москвы. Во-вторых, сделал большую услугу соотечественнику Дику Адвокату, стимулировав персонал стадиона "Петровский" на обновление футбольного газона. Теперь у наставника "Зенита", наверное, будет меньше поводов ругать состояние травы на арене. Поле, как удалось выяснить корреспонденту "Известий" из неофициальных источников, плохо перенесло теплую зиму и холодную весну и потому нуждалось в реконструкции.
Одного Хиддинк не учел переменчивости питерской погоды. Если верить синоптикам, субботняя игра может пройти не только под аккомпанемент дождя, но и под пронизывающим северным ветром. На Петербург надвигается холодный фронт, и матч с Андоррой может превратиться в настоящее испытание для обеих команд. Впрочем, пока сборная отдыхает от жары и налаживает игровые связи под бурные аплодисменты юных футболистов.
Стадион школы олимпийского резерва "Смена", где намечена тренировка, расположен на приличном расстоянии от шумных магистралей. Лишь изредка по улице Верности снуют маршрутные такси и пробегают машины. Большой лесопарк, примыкающий к спорткомплексу, залит солнцем и наполнен птичьим гамом. К пяти вечера на крыльце собирается внушительная толпа из воспитанников школы, их родителей и репортеров. В ожидании автографов одни мальчишки предусмотрительно запаслись блокнотами, другие обошлись обрывками из тетрадок и записных книжек родителей.
Ожидание затягивается минут на сорок. Самые нетерпеливые по подсказке отцов срываются с места и мчатся навстречу полузащитнику "Зенита" Александру Горшкову, который терпеливо расписывается на всех протянутых листочках. Возвращаясь, делятся впечатлениями. "У меня это уже 88-й автограф!" гордо говорит друзьям пацан лет 12. Лишь два близнеца не поддаются всеобщему порыву. "Мы будем ждать Кержакова", отвечают они отцу.
Наконец в сопровождении милицейской машины у въезда на школьную парковку показывается сверкающий автобус. Громадный лайнер на колесах с трудом протискивается сквозь два ряда родительских иномарок и мягко подкатывает к крыльцу. Восторженная толпа устремляется к распахнутым дверям, однако сосредоточенные футболисты молча проходят сквозь людской коридор. Гус Хиддинк с каменным лицом прошмыгивает сбоку. Лишь в глазах Павла Погребняка, Василия Березуцкого и Андрея Аршавина играют веселые искорки но им тоже пока не до автографов.
Занятие на главном поле "Смены" начинается практически без раскачки. Разбитые на группы игроки на встречном ходу подают мяч руками друг другу. Принимающий должен принять снаряд ногой и без обработки, в одно касание, вернуть его товарищу. Хиддинк находится в гуще событий, то и дело слышатся его отрывистые команды на английском и русском: "Джоб!" ("Работать!"), "Темп!", "Чендж!" ("Поменяться!"), "Бистро! Бистро!" (с ударением на первый слог). Время от времени он сам вступает в разминку и навешивает мяч выбранному игроку.
Затем футболисты перекидывают мяч головой. Удачно выполненное упражнение сопровождается короткими одобрительными возгласами сурового голландца. Более длинные тирады переводит его помощник Игорь Корнеев, который время от времени сам успевает отбивать летящий мяч. И за каждым движением игроков сборной с трибун пристально наблюдают две сотни свободных от тренировок воспитанников школы. А чтобы покой национальной команды не нарушили посторонние, возле заборов дежурят милицейские наряды, а у кромки поля мирно прогуливается охранница с громадным волкодавом.
Основная часть тренировки посвящена теннисболу перекидыванию футбольного мяча ногами и головой через теннисную сетку. Эта забава, развивающая координацию и командные действия, считается любимым упражнением Хиддинка. С помощью капроновых шнуров очерчено четыре площадки, игроки разбиты на восемь команд по три человека в каждой. Каждая тройка, как в волейболе, имеет право лишь трижды коснуться мяча на своей половине поля. Игра идет до 10 очков: побежденные уходят на другую площадку, победителям достаются бурные аплодисменты болельщиков. По прикидкам корреспондента "Известий", дольше других на своем месте держатся Кержаков, Билялетдинов и Сычев.
Тренировка продолжается полтора часа. В пылу веселого состязания футболисты и тренеры не замечают, как с юго-запада на стадион надвигается гроза. Горячее солнце затягивается свинцовыми тучами, вдалеке раздаются раскаты грома. Лишь с первыми осторожными каплями дождя Хиддинк неохотно останавливает тренировку и, вновь натянув на лицо сумрачное выражение, молча уходит в раздевалку, а разгоряченные игроки наконец-то попадают в руки мальчишек. Особым спросом пользуются воспитанники "Смены" Аршавин и Быстров.
Безотказный Василий Березуцкий, раздавая автографы направо и налево, успевает излагать журналистам свой взгляд на предстоящий матч: "С такими командами, как Андорра, нужно всегда быть начеку. Они могут забить случайный гол, а потом "окопаться" в своей штрафной и не дать отыграться. Нельзя давать им ни единого шанса, а надо постараться ошеломить соперников на первых же минутах парочкой забитых мячей".
От школы автобус сборной России отъезжает под аккомпанемент весенней грозы. Провожающие прячутся от тяжелых капель под козырьком крыльца. Сегодняшняя заключительная тренировка перед игрой со сборной Андорры пройдет на "Петровском". Это генеральная репетиция, тут уж будет совсем не до шуток.