Столичные штучки
В России началось великое переселение народов. В Башкирии, Татарстане и Самарской области средний класс активно переселяется в свои недавно возведенные загородные дома. В этих регионах более 60% строящегося жилья - малоэтажные дома. Москва и Московская область опережают все регионы по количеству проектируемых коттеджных поселков, но переезжать в них на ПМЖ москвичи не торопятся. Почему, разбирался наш корреспондент.
По данным Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования, в 2006 году в России доля малоэтажного строительства составила 39,5% от общего количества жилья. Совсем по-другому выглядит ситуация в Подмосковье: если цена за сотку земли и квадратный метр выводит Москву в лидеры объема рынка строительства, то остальные показатели - доля малоэтажного строительства и трудность предоставления кредита на покупку загородных домов ставят лидер-ство столицы под сомнение. Основная проблема москвичей, желающих переселиться за город, - это отсутствие инфраструктуры в дачных и коттеджных поселках. Более того, технологический и цивилизационный разрыв между столицей и ближайшим Подмосковьем намного больше, чем между областным центром и его пригородом.
Меньше всего приспособлены для постоянного проживания загородные дома в поселках эконом-класса, которые предполагают минимальные удобства проживания: уборку и вывоз мусора, коммуникации и охрану. О школе, больнице или даже большом универмаге при коттеджном поселке речи не идет. Но ведь москвичи привыкли к доступности любых услуг: ремонта техники и обуви, оплаты связи и коммунальных платежей, к ресторанам и кафе, к банкоматам и магазинам. В городе, если у вас есть деньги, любая услуга придет к вам сама, а за город ее не выманишь. "Слишком невыгодно", - скажут вам инвесторы. Им совершенно неважно, собираетесь вы летом выезжать за город или жить там круглый год, главное - к какому сегменту рынка жилья относится ваш загородный домик.
Они готовы строить аптеку, фитнес-клуб, хозяйственный магазин только в элитных поселениях, там, где строители будут уверены в рентабельности своих объектов. "Люди, покупающие жилье для постоянного проживания, хотели бы видеть в составе своего поселка хотя бы минимальный набор инфраструктуры: магазин, аптека, фитнес-клуб. Наличие школы на территории поселка желательно, - говорит Ольга Побединская, директор по маркетингу Бюро недвижимости "Агент 002". - Люди, покупающие жилье для эпизодических приездов, не так требовательны, они вполне могут обойтись инфраструктурой соседних с поселком крупных населенных пунктов".
Наиболее удобный вариант для обитателей поселков низшей ценовой категории, как отмечает Валерий Черемисов, директор локального офиса "Новая рига" Агентства недвижимости DOKI, когда с поселком соседствует деревня, в которой функционируют школа и медпункт, - такие примеры характерны для Киевского направления.
Минимальное требование каждого покупателя - это дорога к собственному дому. "Много внимания покупатели уделяют дорогам. Удобные развязки, удобные подъездные пути - все это важно, люди устали от московских пробок", - говорит Анна Падерина, главный архитектор компании "Павлово". Впрочем, требования бывают разные, Елена Сергеева, начальник управления инвестиционных проектов загородной недвижимости компании "Эколенд", убеждена, что "большинство клиентов с любым уровнем дохода интересуются, есть ли в коттеджном поселке водоем. Это традиционное пожелание - людям всегда нравилось жить у воды". Впрочем, у воды приятнее жить все-таки летом, а значит, для круглогодичной жизни этот фактор не имеет принципиального значения.
Эксперты не могут прийти к единому мнению: что именно мешает москвичам переселиться за город? Кто-то ставит на первое место транспортную проблему, кто-то - недостаточное развитие инфраструктуры. Елена Сергеева делится своими соображениями: "Людям надоел душный город. При этом никто не собирается отказываться от его преимуществ, переезжая в загородный дом. Поэтому инфраструктура - это ключевой момент".
Что делать с инфраструктурой - ключевой вопрос для девелоперов: с одной стороны, покупатель не купит дом в чистом поле, с другой - построить в каждом поселке школу, детский сад, ресторан и поликлинику просто невозможно. Это тяжким финансовым бременем ляжет или на плечи девелопера или на плечи клиента. Вот что по этому поводу говорит заместитель директора управления загородной недвижимости холдинга "МИЭЛЬ" Владимир Яхонтов: "Что касается школ, то в коттеджных поселках их нет, и, наверное, их и не нужно делать в самих поселках, скорее - в шаговой доступности от них. Но таких поселков тоже можно найти крайне мало. Подобная ситуация наблюдается и с детскими садиками. Существуют сложности с ресторанами, досуговыми центрами, офисами. Поселков, имеющих подобные объекты, на рынке менее 5%. Лечебно-профилактические учреждения также имеют единицы. Дело в том, что строить в поселке школу как некое социальное учреждение никто не будет, это невыгодно. Открывать же ее на коммерческой основе имеет смысл только при условии, что будет обеспечена заполняемость классов. Очевидно, что если в поселке 50 домов, школу не заполнишь. То же самое в случае с ЛПУ. Говорить о рентабельности можно лишь в случае поселков с несколькими сотнями домов и возможностью привлечения людей со стороны".
Основная цель девелоперов - самоокупаемость каждого объекта инфраструктуры. А значит, каждый объект должен быть востребован. "Наиболее востребованы элементы инфраструктуры, которые обеспечивают комфортное проживание вне городской среды, - объясняет Анна Рассохина, маркетолог компании "Пересвет-Реал Эстейт". - Если подобные объекты есть в пешеходной доступности (до 1 км от поселка), то создание их на внутренней территории теряет смысл".
Однако Владимир Яхонтов утверждает, что отношение девелоперских компаний к созданию в поселках необходимой инфраструктуры быстро меняется. "Ее наличие увеличивает привлекательность поселка. Единственное условие - эти объекты должны быть по крайней мере не убыточными. Кроме того, сам девелопер не обладает необходимыми компетенциями для управления подобными объектами (школы, ЛПУ), это отдельный бизнес, и он сегодня развит не в достаточной мере", - говорит он.
А те, кто этими компетенциями обладает, могут не пожелать работать в поселке. "Если вы построите здание, вложите в него деньги, а потенциальные арендаторы не увидят возможности для получения прибыли, они к вам не придут, - предупреждает Игорь Шашков, главный архитектор компании "Пестово". - Даже в большом поселке наличие крупного супермаркета не гарантирует его самоокупаемости. Поэтому зачастую даже крупные поселки предлагают самый минимальный набор инфраструктуры".
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Елена: меня прозвали таксистом
Мы вернулись в Москву в сентябре прошлого года, до этого 13 лет жили за границей, в Европе, и всегда в загородных домах. Поэтому, когда перед нашей семьей встал выбор, квартира в Москве или загородный дом, мы предпочли загород. Тем более что цены на городское жилье нас просто испугали. Еще один мотив - безопасность жизни в камерном загородном поселке. У нас трое детей, и обеспечить их безопасность в мегаполисе невозможно.
Сейчас мы живем в маленьком коттеджном поселке в 5 км от МКАД, большинство наших соседей - иностранцы, но есть и российские семьи. Сначала нас поразили масштабы дома - 450 кв. м, в Европе площади намного меньше, соответственно и цены ниже. И еще показалось удивительным, что российские семьи имеют большой штат прислуги - иностранные семьи в нашем поселке, в том числе и мы, сами справляются и с хозяйством, и с детьми. Меня, например, мои дети - 13, шести и двух лет - прозвали таксистом номер один. Я старших вожу в школу при посольстве, потом на музыку, а младшая либо остается с соседями, либо катается с нами.
Мы рассматриваем город исключительно как место работы, причем работы очень напряженной, а полноценно отдохнуть от такой работы в городской квартире невозможно. Загород - совсем другое дело. В нашем поселке отличная инфраструктура, сосновый лес, конечно, бывают проблемы - этой зимой, например, три раза отключали отопление. Но по первому звонку, даже когда дело было в воскресенье, являлись представители службы эксплуатации и оперативно устраняли неисправность. Кстати, если бы такое произошло в Европе, никто не подумал бы беспокоить ремонтников в выходной - там это не принято.
Анастасия: я приезжаю на работу ни свет ни заря
Наша семья живет в загородном доме, в коттеджном поселке на 12-м километре по Калужскому шоссе уже 4 года. В поселке хорошая инфраструктура, есть интернет. Для меня главные плюсы загородной жизни - чистый воздух, природа, тишина. За городом намного быстрее высыпаешься, чем в Москве. Это для меня очень важно: чтобы не попасть в пробку, мне приходится очень рано вставать и выезжать на работу до 7 утра. Моя соседка и вовсе выезжает в 6.20. Если выехать чуть позже семи - трасса обязательно будет забита.
Вследствие такого раннего выезда на работу я приезжаю на полтора часа раньше официального начала трудового дня. Но я не одна такая - некоторые мои коллеги тоже приступают к труду ни свет ни заря. Они, как и я, живут за городом.
Чтобы не толкаться в пробках в Москве, машину часто приходится оставлять на въезде в город, например, у станции метро "Коньково" и в центр ехать на метро. Поскольку мои родители работают, им тоже приходится так поступать. У нас в семье машины у каждого, это необходимость. Практически все наши соседи ездят на работу в Москву, возят детей в московские школы и т.п. Зато вечером и в выходные к нам приезжают друзья, и нам есть где развернуться - дом большой, и места хватает всем.
Пока наш поселок расширяется, постоянно продаются новые участки и строятся новые дома. Конечно, жить по соседству со стройкой не очень комфортно, но когда-нибудь, надеюсь, уже скоро, строительство закончится.