Чтобы попасть в Москву, грузины выстроились в очередь
Задолго до начала рабочего дня у российского консульства в Тбилиси выстроилась длинная и молчаливая очередь. В 10.00 двери наконец открылись. Стоявшая в очереди старушка даже перекрестилась. Оснований не верить послу России Вячеславу Коваленко, сообщившему накануне о возобновлении выдачи виз грузинским гражданам, конечно, не было. Но слишком уж затянулось ожидание. На целых восемь месяцев.
В сентябре 2006 года, после ареста грузинской полицией четырех российских офицеров, в Москву был отозван посол России. Следом за ним Тбилиси покинули чуть ли не все дипломаты. А посольство прекратило выдачу виз.
- С тех пор я и "завис" здесь, в Тбилиси. А супруга и дети - в Москве, - говорит мне Владимир. - Я гражданин Грузии, они - россияне. Приехал в прошлом году навестить родителей и вот "навещаю" девятый месяц. Соскучился по своим страшно...
В течение последних восьми месяцев визы выдавались только тем гражданам Грузии, которые нуждались в медицинской помощи. Сейчас ситуация иная. Консул Валерий Васильев объяснил, кто именно может рассчитывать на получение виз. Разрешение на въезд будет выдаваться на три-четыре месяца. Причем только тем гражданам Грузии, которые имеют право на временное проживание в России. А также "членам одной семьи, имеющим разное гражданство, и людям, получившим частные приглашения от родственников - граждан России".
"Вопрос выдачи туристических виз в повестке дня не стоит", - сказал дипломат. Почему - понятно. Больше всего нелегальных иммигрантов попадают в Россию именно под видом "туристов".
- Не понимаю, чем политики вообще думают. И русские, и грузинские, - говорит на чистейшем грузинском языке пожилой человек. Свое имя он назвать не захотел. - Они между собой договориться не могут, а мы страдать должны? Я русский, здесь живу 40 лет, у меня и гражданство грузинское. А в России - родственники, друзья. Что мне, разорваться теперь, да?
Между тем грузинские политики делают вид, что ничего особенного не происходит. Глава МИД Гела Бежуашвили ограничился репликой. "Хороший шаг", - сказал он. И тут же добавил: "Речь сейчас идет о частичном упрощении визового порядка, а не о его полном восстановлении".