Актриса Марина Александрова: "Принцесса по жизни. Но девушка боевая"
На будущей неделе в московском "Современнике" премьера. В спектакле "Мален" по Метерлинку первую свою главную театральную роль сыграет Марина Александрова, известная многим прежде по телесериалам. О тайнах профессии, о роли Мален, избегая при этом запрещенных вопросов о личной жизни, накануне премьеры с актрисой побеседовала корреспондент "Недели" Полина Орлова.
"Женщина-режиссер раскрывает в женщине-актрисе скрытые грани"
вопрос: Чем вызван ваш резкий переход из кино в театр?
ответ: Мой переход в театр не стоит называть "резким". Я окончила театральное училище, у меня диплом актрисы театра и кино.
К концу четвертого курса я уже активно работала в кино. Когда наш курс показывался в театрах, у меня были съемки во Франции. А потом мы в "Современнике", увы, не показывались.
в: Почему вам нужен был именно "Современник"?
о: Актер интуитивно чувствует, какие роли ему необходимо в жизни сыграть или с каким режиссером поработать. Будучи еще студенткой, я ходила на все спектакли "Современника". Вообще, мне кажется, женщина-режиссер может раскрыть в женщине-актрисе скрытые грани. Галина Борисовна Волчек очень тонко чувствует женскую природу и потому правильно направляет актрису.
в: Ну и как после этих слов верить слухам о том, что Галина Волчек - человек жесткий и руководитель суровый?!
о: Нет, она очень интеллигентный и тонко чувствующий человек. Но, конечно, как любой руководитель - где-то действует силой, а где-то пряником...
в: То есть руководство театра год к вам присматривалось, а теперь наконец дало главную роль. Что это, творческая удача, оценка ваших актерских заслуг?
о: Я не знаю (смеется). Об этом лучше спрашивать не у меня. Но, наверное, для молодой актрисы это очень хорошо. Мне дали роль, сказали "будешь играть" - и я счастлива.
в: Что же все-таки отличает "Современник" от других театров?
о: Думаю, интеллигентность. По крайней мере за год я не слышала здесь никаких сплетен, пересудов. Вообще "Современник" всегда позиционировался как театр молодых. И сейчас здесь хорошая молодая труппа. Всегда интересно, когда тебе не говорят, как надо, а когда ты на собственном опыте понимаешь какие-то вещи и сама к чему-то приходишь. А потом... здесь же такие замечательные, всеми любимые актеры.
в: И как маститые актеры с вами, молодняком, общаются - снисходительно наблюдают?
о: Да нет, каждый за нас переживает и помогает. Если у нас возникают какие-то вопросы, мы, конечно, можем обратиться за помощью. И всегда получим ответ.
в: А друзья в театре у вас есть?
о: Нет, у нас просто хорошие рабочие взаимоотношения. Мои друзья - почти все неартисты.
"Актеры - это копилка"
в: Для роли голландки Мален вам высветлили брови... А вообще вы придаете большое значение косметике, моде, музыке?
о: Да, брови - это мы с гримером сделали в порядке эксперимента, но всем понравилось... А мода мне интересна, как и современное искусство в целом, - это же отражение нас сегодняшних.
в: Образ Мален в одноименном спектакле близок вам по характеру?
о: Я вообще опасаюсь пока говорить что-либо о Мален, потому что внутренне еще продолжаю создавать этот образ... Могу сказать, что мы делаем не обычную "голубую" героиню, как написано у Метерлинка, а такую боевую девушку. Немного мальчишку. Хотя, в общем, она, конечно, девушка-принцесса.
в: По-моему, каждая ваша роль - это девушка-принцесса...
о: Не знаю, вчера режиссер сказал, что я сама по жизни принцесса (смеется). Но роли и приходят именно тогда, когда актер к ним готов. Поэтому, наверное, какие-то проявления моего характера у Мален есть.
в: Случалось ли вам найти какую-то черту для своей героини из жизни?
о: Поначалу этому учат в театральных вузах, а потом это происходит совершенно непроизвольно. Иногда даже не замечаешь за собой, как сидишь и наблюдаешь за руками человека или его глазами. Актеры же - это копилка. Все время копишь в себе душевные переживания. А потом невольно, на подсознательном уровне, они всплывают и остаются на сцене.
в: То есть надо понимать так: актеры искусственно подогревают свои реальные эмоции, чтобы выплеснуть их потом перед публикой?
о: Нужно книги читать. Там можно найти колоссальное количество человеческих эмоций. Свой внутренний багаж вполне можно выстроить из книг.
"Перед спектаклем главное - набрать состояние"
в: Ваш кинематографический опыт мешал или помогал вам в театре?
о: Мой прежний опыт мне в первую очередь помогал. В кино существует быстрая группировка, быстрое схватывание материала. Особенно в современном кино, которое снимается в сжатые сроки. Когда срочный ввод и тебе звонят в субботу, а в воскресенье надо уже играть спектакль, ты понимаешь, что проблемы с текстом не будет. Главное - набрать состояние и получить удовольствие.
в: "Набрать состояние" - это специальный термин?
о: Да, это значит, что нужно как бы наполнить, придумать внутреннюю жизнь героя и выстроить все отношения с персонажами. Это основы системы Станиславского. "Я в предлагаемых обстоятельствах".
в: Кажется, в "Театральном романе" Михаил Булгаков изрядно поиздевался над некой актрисой Пряхиной, старательно вживавшейся в роль своей героини...
о: Булгаков был неординарным человеком, поэтому разгадывать, что он имел в виду... Знаете, как говорят, не мы читаем книгу, а книга читает нас. Мы поймем ровно столько, сколько готовы понять в данный момент. Ну вот, например, когда я читала "Преступление и наказание" в школе, то понимала тогда лишь одну мысль: "Тварь я дрожащая или право имею". А сейчас финал книги говорит для меня гораздо больше, чем эти размышления Раскольникова. Другой внутренний багаж - и мы уже акцентируем свое внимание на других мыслях...
О чем спектакль "Мален"
В основу спектакля "Современника" легли два произведения бельгийского драматурга Мориса Метерлинка "Жуазель" и "Принцесса Мален". Режиссер Владимир Агеев собственноручно скрестил эти две пьесы, которые до сегодняшнего дня не ставились на российской сцене. "Мален" - это пропитанная мистикой, трагическая история любви двух молодых людей: принца Гиальмара (Артур Смольянинов) и принцессы Мален (Марина Александрова). Премьера спектакля состоится 27 мая.