Горячие дороги
За "круглым столом" в краевом парламенте обсуждалось состояние дорог в крае. По заверениям собравшихся, эта проблема впервые обсуждалась в таком формате. Дорожная проблема для Прикамья уже стала более чем серьезной. Разговор между законодателями и чиновниками краевой и муниципальных властей длился более двух часов. Температура в душном зале еще до начала разговора была высокой, к финалу накал недовольства дорогами, их содержанием и ремонтом начал достигать состояния асфальта под палящим солнцем. Не мешали обсуждать извечную русскую беду и неработающие в зале микрофоны.
Первым вопросом на повестке дня стало исполнение бюджета по строительству, ремонту и содержанию дорог за 2006 год. Выяснилось, что невостребованными осталось более 690 млн рублей. При этом, по оценке руководителя дорожного агентства Пермского края Глеба Даниеляна, на полноценный ремонт и содержание почти 4 тысяч километров региональных автодорог Прикамья необходимо около 55 млрд рублей ежегодно. В бюджет 2006 года было заложено в 11 раз меньше.
Появление неизрасходованных средств в агентстве связывают с затянутыми конкурсами на строительство, проблемами отвода земельных участков и неисполнением договорных обязательств со стороны подрядчиков. Одно расторжение контракта по нескольким объектам с НПО "Космос" не позволило вовремя освоить порядка 200 млн бюджетных денег. Штрафные санкции, которые московская строительная фирма должна заплатить в бюджет края, составляет 81 млн рублей.
Во время "круглого стола" родилось несколько афоризмов. Например, коллега Глеба Даниеляна в пермском муниципалитете Анатолий Дашкевич заявил: "Если автомобиль попадет в аварию, то никогда уже новым не будет. Так же и дороги".
Второй вопрос на повестке встречи — реализация регионального проекта "Муниципальные дороги". Отмечалась низкая заинтересованность муниципалитетов в самостоятельной деятельности по ремонту автотрасс. Причем главы администраций даже высказывались за то, что необходимо вернуть муниципальные дороги в региональную собственность. "Вопрос, связанный с муниципальными дорогами, можно и нужно решать на уровне межбюджетных отношений. Наша большая проблема в том, что нет серьезной экономической грамотности. На данном этапе муниципалитеты вступают в ту фазу, когда за них дорожные проблемы никто не решит. Хозяйствовать они умеют, единственное, надо понимать, что все средства, которые ранее поступали на содержание и ремонт дорог были ничтожными. Сейчас поток средств постепенно увеличивается", — считает Глеб Даниелян. Также он заявил, что финансирование ремонта и содержания муниципальных дорог увеличено до 400 млн рублей, а в 2008 году может достичь миллиарда рублей и более.
Несмотря на накал страстей, все участники дискуссии сошлись в одном — необходимо дорожную проблему срочно решать. Никаких новых способов решения дорожной проблемы собравшиеся не предложили. Хотя изменения в дорожный бюджет края на 2007 год могут быть внесены уже на ближайшем пленарном заседании законодательного собрания. По итогам "круглого стола" было решено создать тематическую рабочую депутатскую группу. Дорожному агентству края было рекомендовано серьезнее заниматься планированием деятельности и жестче подходить к отношениям с подрядчиками.