Строительный материализм
Государство не сможет обойтись без помощи бизнеса в реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье". Сегодня уже очевидно, что никакими "административными" или "запретительными" мерами ситуацию на рынке недвижимости улучшить не получится, а будет только хуже. Даже самый грозный прокурор своим решением цены на квартиры снизить не сможет. Для того чтобы ситуация со строительством дешевого жилья сдвинулась с мертвой точки, нужен диалог и нужна совместная работа.
В целом понятно, что государство хочет от бизнеса: стройте как можно больше и продавайте как можно дешевле. Бизнесменов, в свою очередь, интересуют более конкретные вопросы: как государство сможет гарантировать их инвестиции, сможет ли обеспечить единые правила игры в масштабах всей страны? Поэтому определенный скепсис с их стороны существует. И чтобы его преодолеть, может быть, стоит более детально проработать условия совместной работы государственных органов и частных компаний — участников нацпроекта?
Пока же реальное взаимодействие бизнеса и власти в рамках нацпроекта "Доступное жилье", судя по всему, имеет следующий положительный результат. После обмена мнениями заинтересованными сторонами был зафиксирован определенный круг проблем в строительной отрасли, решать которые необходимо совместно.
В принципе все острые вопросы лежат на поверхности, и чтобы их обнаружить, никаких особенных усилий прикладывать не пришлось. Самый главный из них заключается в том, что грандиозные планы правительства по резкому увеличению количества вводимого в эксплуатацию доступного жилья упираются в одну фундаментальную проблему: на такие объемы строительства, как запланировано, в России просто не производится такого количества стройматериалов. Многие существующие в отрасли предприятия не реконструировались еще со времен СССР, оборудование на уровне 60-х годов прошлого века, кадровый и интеллектуальный потенциал за время вынужденного бездействия растерян. Это значит, что выйти даже на "проектные" мощности, заведомо недостаточные при запланированных объемах строительства, нашей стройиндустрии будет непросто.
Тезис о кризисном состоянии индустрии стройматериалов — объективный факт, подтверждаемый имеющимися в распоряжении правительства цифрами. Характерно, что эти цифры приходят непосредственно от участников строительного рынка, которые максимально заинтересованы в том, чтобы власть, принимая решения, учитывала реальное положение вещей.
Так, глава компании "Интеко" Елена Батурина является заместителем руководителя межведомственной рабочей группы по реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье — гражданам России". В минувшем году специалисты ее компании оказывали методологическую поддержку национальному проекту, проведя комплексное исследование, изучив ситуацию с производством строительных материалов в Орловской, Ростовской, Иркутской, Сахалинской областях, а также в Краснодарском, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях. Изучалось состояние предприятий стройиндустрии, определялась потребность рынка в строительных материалах, анализировались демографические и социологические данные. Основной вывод, сделанный по результатам этого исследования, простой — массовое строительство жилья и необходимой инфраструктуры к нему возможно только при восстановлении отечественной промышленности строительных материалов. И речь идет не только о производстве цемента или кирпича, а большинства основных видов строительных материалов.
Простой пример. Максимальные возможности всех производящих цемент предприятий страны оцениваются в 69 млн тонн, при том, что для обеспечения реализации ФЦП "Жилище" к 2010 г. необходимо выпускать не менее 80—90 млн тонн цемента ежегодно. То есть как минимум в полтора раза больше, чем отрасль по состоянию на сегодняшний день может произвести даже теоретически. Кроме того, почти весь цемент (85%) в России производится по отсталой и дорогой технологии — так называемому "мокрому" способу. Европа, Америка, а с недавних пор и Китай от этого способа отказываются. В результате на тонну цемента у нас расходуется в два раза больше энергоресурсов, чем в странах с современной строительной индустрией. А ведь в том числе дефицит цемента и других строительных материалов сильно затрудняет массовое строительство вообще, а дешевого жилья в частности.
С учетом собранной "Интеко" информации был разработан проект федеральной целевой программы по развитию промышленности строительных материалов и строительной индустрии. Несмотря на свое громкое официальное название, это не бюрократический документ, а скорее продуманный бизнес-план с ясными целями и четким планированием мероприятий для их достижения.
Впрочем, сегодня большой бизнес уже решает проблему дефицита стройматериалов собственными силами. Крупнейший в России холдинг "Евроцемент Груп" планомерно реконструирует принадлежащие ему цементные заводы. Уже упомянутое "Интеко", несколько лет назад сократившее свое участие в цементной отрасли, теперь возвращается на этот рынок с амбициозными инвестиционными проектами. В расчете на длительную перспективу компания Батуриной купила два завода в Краснодарском крае: "Атакайцемент" и Верхнебаканский цементный завод. В будущем, как обещают в "Интеко", на базе этих двух заводов будет создано крупнейшее в РФ объединение по производству цемента общей мощностью 5 млн тонн в год.
"Любой девелопер может создать свою подрядную организацию для выполнения тех или иных работ. Здесь надо руководствоваться тем, как это будет влиять на себестоимость строительства. Так, например, некоторые застройщики имеют свое производство бетона, стеклопакетов, ограждающих конструкций, кирпича и других материалов. Мы тоже ступили на этот тернистый путь, решив, что целесообразно организовать свой бетонный завод, чтобы не зависеть от капризов поставщиков, а получать бетон хорошего качества в срок", — говорит заместитель председателя правления строительной компании MIRAX GROUP Михаил Чиженок.
Это, конечно, правильный подход, только нужно как минимум несколько лет и значительные капиталовложения, которые сможет позволить себе далеко не каждая компания, чтобы можно было говорить о каких-то существенных изменениях в общероссийском масштабе. К примеру, комплексная реконструкция только одного "усредненного" цементного завода не может стоить менее 100 млн долларов, а срок окупаемости данного проекта вряд ли будет меньше 5—7 лет, до этого момента изобилия дешевого цемента ждать не приходится. А если государство все-таки хочет, чтобы программа "Доступное и комфортное жилье" была выполнена в заявленный срок, придется подумать о конкретных механизмах помощи и поддержки для отрасли.
Характерно, но даже потенциальные конкуренты признают, что возвращение "Интеко" и приход в отрасль таких компаний, как "Базовый элемент", будет выгоден сегодня всем. Сергей Мещеряков, директор по связям с общественностью "Евроцемент Груп", в этой связи отмечал: "Наша компания не сможет обеспечить весь прирост производства цемента, необходимый для реализации нацпроекта "Доступное жилье" и создания инфраструктуры под него. Стране нужны новые мощности. Необходимость в них острейшая".
Как видим, все-таки бизнес понимает и поддерживает не только свои, но и государственные интересы, ожидая при этом от него встречной помощи, ссылаясь на опыт наших ближайших соседей. Так, в соседнем Казахстане, где существует схожая проблема дефицита стройматериалов, финансовая поддержка производителей цемента осуществляется на государственном уровне. Недавно, к примеру, было объявлено о масштабном проекте по строительству в Жарминском районе Восточно-Казахстанской области цементного завода производительностью до 1 млн тонн цемента в год. Общая стоимость проекта составит 75 млн долларов США, при этом 50 млн долларов США будут предоставлены государственным Банком развития Казахстана. Авторы проекта подчеркивают, что строительство этого цементного завода соответствует Программе развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, принятой в Казахстане на 2005—2014 годы. Возможно, аналогичная программа будет запущена и в России.
До сегодняшнего дня, однако, не ясно, в какой форме будет осуществляться развитие производства стройматериалов и будет ли это происходить вообще. Возможно, в данной схеме будет задействован вновь создаваемый Банк развития, как это уже сделано в Казахстане. В принципе это логично, ведь инвестиции в развитие строительства можно отнести к вложениям в инфраструктуру страны, которая достанется в наследство будущим поколениям.
И если не зацикливаться на нацпроекте, а просто исходить из экономических расчетов, то комплексное наращивание мощностей по производству цемента, бетона, кровельных и утеплительных материалов повлечет за собой пусть и небыстрое (на это рассчитывать не приходится) снижение цен на строительные материалы. А это неминуемо отразится на себестоимости "квадратного метра", а значит, и на конечной стоимости жилья.
Добавить к вышесказанному особо нечего. Даже с точки зрения обычного человека ситуация в принципе проста до банальности. Бизнес свою позицию по национальному проекту "Доступное и комфортное жилье" уже высказал и реализует на практике, государство его услышало и начало делать первые шаги навстречу. Однако ясно, что совместное движение "дружными рядами в светлое будущее" — пока еще в не близкой перспективе.