Любовь до "ГрОба"
Редкий гость крупных столичных площадок, устойчиво непримиримый к любой действительности и трагически обожающий жизнь сибирский толкователь панк-рока Егор Летов и его "Гражданская Оборона" провели в многотысячном клубе "Б1 Maximum" презентацию своего нового альбома "Зачем снятся сны?".
О премьерной теме "гробовых" дел мастер Егор вспоминал эпизодически. Львиную долю двухчасового выступления "ГО" посвятила песням давно минувших дней, чего, собственно, и ждали ее адепты. Смутно представляющим себе суть летовской "Обороны", замечу: зал для сольника "ГО" выбрали, мягко говоря, специфический. Перед концертом имелись некоторые сомнения в том, что омско-новосибирская группа при всем своем полукультовом статусе соберет аншлаг в чрезвычайно вместительном, весьма дорогом и не лишенном пристального фейс-контроля московском заведении. Но Егоркины фаны обеспечили-таки практически "стопроцентную заполняемость" одного из бывших цехов завода им. Орджоникидзе.
Очередь у входа в клуб сочувственными взглядами провожала рыдающих крокодиловыми слезами девушек в футболках с надписью "Гражданская Оборона", которых (при наличии билетов!) не пускали в зал. "За что вас? кричали из толпы. Вы пьяные, что ли?" "Не-ет! захлебываясь в истерике, отвечали опальные слушательницы. Просто нам 15 лет". Да, без документа о совершеннолетии к Егору было не пробиться. В это же время возле другой людской цепочки к VIP-дверям блуждали подвыпившие бомжеватого вида парни и их спутницы, по-братски вопрошавшие: "На билет не добавите? А на бухло?"
Парадоксальность летовской харизмы озадачивает уже лет двадцать. Для одних он из того же провокаторского ряда, где Лимонов, Проханов, Сорокин, для других отдельная планета отечественного рока вроде Гребенщикова или Башлачева. Тянувшись за Егором, подросла Янка Дягилева, и, возможно, от тяги этой она и сгорела до срока. Во всяком случае, подобные версии не раз обсуждались в нашей контркультурной среде. Апологеты "ГО" часами могут доказывать, что Летов почти апостол, чья беспросветная матерная лирика позволяет полюбить жизнь высшей любовью. Оппоненты с не меньшей основательностью растолкуют, что Егор коварный спекулянт на суицидальной теме, маскирующийся под анархиста-бессребреника и "пудрящий мозги" девочкам и мальчикам. Из кого на самом деле состоит летовская публика, понять нелегко. Но, конечно, не только и не столько из готовых к любому слэму маргиналов вроде нацболов и прочих люмпенов, как принято рассуждать. Скажем, в "Б1" стоячий партер, как и полагалось, внимал беспощадно-ранимому слову Егора под стремные танцы пого, в которых "могут случайно по лицу заехать" (так выразился один из посетителей гостевой книги на сайте "ГО"). Зато под завязку забитые вполне взрослыми людьми VIP-зоны слушали Летова внимательно и в унисон с ним проговаривали почти каждый текст.
Из нового альбома первой прозвучала открывающая пластинку тема "Салют психонавтам". Летов посвятил ее недавно ушедшим королям психоделики и андеграунда солисту группы Love Артуру Ли и основателю Pink Floyd Сиду Баррету, а также скончавшемуся в 1996-м писателю-психологу Тимоти Лири. Первым двоим, кстати, адресован и весь диск "Зачем снятся сны?".
Концертное звучание "ГО" было, как всегда, под стать ее студийным записям грязновато-глуховатым, но предельно органичным. Егор, собственно, "за чистоту саунда" никогда и не боролся. "Оборона" играет с подходящей ей "гаражной" самоотдачей и тем же качеством. Сочности возрастному панк-квартету добавляет плотная басистка на высоких каблуках Наталья Чумакова.
Первое "переключение скорости" концерта произошло на "Долгой счастливой жизни", за которой грянула экстазная "Мы лед под ногами майора" и затем одна из лучших летовских вещей "Вечная весна в одиночной камере". Егор, облаченный в футболку с именем великой арт-роковой команды The Who и обдуваемый установленным на авансцене вентилятором, смотрелся, с развевающимися волосами, скорее как Джон Бон Джови, нежели как зауральский панк-пролетарий. Это было забавно.
С большим энтузиазмом собравшиеся проорали припев: "Ходит дурачок по небу, ищет дурачок глупее себя" и, разумеется, все как один поддержали давний, многократно повторенный Егором призыв: "Убей в себе государство!". Основную часть программы Летов завершил своей "визитной карточкой" "Моя оборона". А на бис прозвучал столь сокрушительный блок, что процитировать его в газете не получится. Освежите в памяти, положим, концовку темы "Лоботомия" и все поймете. Отныне у "Обороны", как и у Шевчука, есть собственная "Осень". Финальная композиция презентовавшегося альбома и стала кодой вечера. "Хватит веселиться, хватит горевать, / Можно расходиться, можно забывать. / Кто бы что ни сделал, кем бы кто ни стал, / Никто не проиграл, пропел Егор и сказал всем: До свидания!"