Форман и содержание
С 10 мая в российском прокате - фильм известного чешского режиссера Милоша Формана "Призраки Гойи". Картину оценили крайне положительно - всюду, кроме Испании. На родине художника ее назвали "нелепостью такого размаха, что непонятно, когда хвататься за голову". За что Формана обругали? Какие ошибки он допустил и почему? Подробности выясняла корреспондент "Известий" Наталия Киеня.
Обвинение
Пункт 1. В первой сцене фильма инквизиторы обсуждают офорты Гойи. В кадре надпись: 1792 год, Испания.
На самом деле в это время у Гойи тяжелая мозговая инфекция: он приезжает к другу в Кадис, теряет слух и из-за болезни остается в городе на год.
Серия офортов "Капричос", которые с жаром обсуждают инквизиторы, в 1792 году только начата. Продаваться они никак не могут. Серия поступит в продажу 6 февраля 1799 года, но через неполные 2 недели исчезнет с прилавка после доноса в инквизицию.
Медные пластины для изготовления офортов подлежали уничтожению, но Гойя подарил Королевской гравировальной мастерской и пластины, и остаток 1-го тиража, составлявшего 300 экземпляров. 2-е издание состоялось в 1855 году.
У Формана один из инквизиторов восклицает: "И таким нас видит мир!" - но офорты не могли уплыть за моря и свободно продаваться за границей и в колониях.
Пункт 2. Французы не собирались освобождать Испанию от инквизиции и нести туда либеральные идеи. Испания и Франция вместе вели войну против Англии. Целью Наполеона было пройти через Испанию к союзнице Англии - Португалии и установить полную морскую торговую блокаду Альбиона. Попутно Наполеон путем сложных манипуляций получил испанский трон при живом короле и сделал правителем своего брата Жозефа.
Испанцы невзлюбили его и за пристрастие к спиртному прозвали "Пепе Бутылка", но оставались равнодушными к торговле троном вплоть до 2 мая 1808 года. В тот день из Мадрида уезжали последние инфанты, и, когда детей сажали в карету, самый младший заплакал. Толпа бросилась к карете и перерезала упряжь, а охранявшие процессию французы стали стрелять в безоружных горожан. Это и стало началом партизанской войны испанцев против французских солдат.
Инквизиторов Наполеон не казнил: большинство сбежало и организовало суды инквизиции в свободных от французов областях.
Пункт 3. В фильме Гойя говорит, что главная героиня Инес (Натали Портман) - его муза: с нее написаны ангелы в церкви Сан-Антонио де ла Флорида и другие лица. Однако известно, что музой Гойи была герцогиня Альба, экстравагантная женщина очень знатного рода и полная противоположность субтильной Инес. Она "коллекционировала" знаменитых мужчин, удочерила негритяночку, могла выйти обнаженной к друзьям и сказать: "Если вас смущает моя нагота, я прикрою ее волосами".
Гойя много раз писал ее, а потомки рода Альба даже предприняли эксгумацию останков герцогини, чтобы доказать: моделью картины "Обнаженная Маха" была не она.
Инес, по мнению испанцев, не только заняла место герцогини, но и вообще "ненатуральная, не испанка". Она отказывается от злополучного поросенка по-сеговийски с крайним изумлением, хотя это блюдо в Испании не редкость.
По мнению одного из испанских критиков, "Призраки Гойи" проигрывают именно из-за ненатуральности: вторжение французов представлено как антииракская метафора, а Гойя и историческая реконструкция Испании - только соус для сюжета. Ведь если кино назвать "Инес и инквизиция" - кто на него пойдет?
Защита
Пункт 1. Случай, когда в XVIII веке в Испании женщину пытали и сожгли за то, что она не ела свинину и в субботу надела чистое, описан у двух историков инквизиции: Генри Ли ("История испанской инквизиции") и Сесил Рот ("Испанская инквизиция"). В фильме этот случай воспроизведен почти дословно.
Пункт 2. Прототипом Лоренцо, видимо, стал историк Хуан Льоренте, автор "Критической истории испанской инквизиции". Он родился в 1756 году, в 23 года стал священником и скоро получил место в Высшем совете инквизиции Севильи благодаря своему уму. Однако умных любят не все, так что при удобном случае его удалили из совета в монастырь. Когда в Испании появился Наполеон, Льоренте получил доступ к архивам инквизиции, а позже был изгнан из страны в Париж. Там он написал "Критическую историю", за что был осужден правительством Испании и церковью.
Пункт 3. Многие моменты фильма повторяют работы Гойи. Кадр, где дочь Инес натягивает чулок, - это офорт "Он хорошо натянут". Кадр, где французы на улице хватают женщин и рвут на них одежду, - офорты из серии "Ужасы войны", а мамелюки в тюрбанах, египетские наемники на улицах - с картины "2 мая 1808 г."
Пункт 4. Прототип портрета Инес, девушки с выбивающимися из-под кружевного платка локонами, - реальная картина Гойи "Франсиска Сабасаи-Гарсиа" (1804 год).
А кто еще допускал исторические ляпы в кино?
В недавнем фильме "Казанова" с Хитом Леджером главный герой - молоденький-молоденький - летает на воздушном шаре. Между тем братья Монгольфье придумали воздухоплавание в 1783 году, когда Казанове было уже под 60 лет.
Герои "Турецкого гамбита" в разговоре обсуждают город Мурманск. Между тем действие разворачивается в 1877 году, а Мурманск основали в 1916-м.
В самой знаменитой сцене старого голливудского фильма "Клеопатра" Элизабет Тейлор проезжает под аркой, построенной через 300 лет после смерти Клеопатры.
В "Списке Шиндлера" группу евреев увозят в Чехословакию. Мало того что страны такой во время войны не было, так еще и железная дорога приспособлена для движения электричек (которых тогда тоже не было).
Персонажи "Гладиатора" иногда покуривают - хотя до Колумба табак в Европе не был известен. То же самое с коралловой змеей, которая появляется в одном из эпизодов: она водится лишь в Америке. В Колизее - четыре этажа, хотя четвертый был построен лишь через 40 лет после того, как развернулись описанные в фильме события.
В "Амадее", поставленном тем же Милошем Форманом, Моцарт - правша, а на самом деле был левшой. И "Реквием" он написал летом, а не зимой, как показано в фильме.
В "Трое" появляются ламы, а между тем эти животные водятся в Южной Америке, и в Трое про них слышать не слышали. Большая часть амуниции, которую используют греки (типа больших круглых щитов), пришла к ним на вооружение через много веков после описываемых событий. После смерти Патрокла Ахилл кладет ему на глаза две монетки, хотя это христианский обычай (греки клали монетку в рот, чтобы покойный мог заплатить Харону, перевозчику через реку Стикс). И еще. В те времена греки не называли себя греками, у них были другие названия - например, ахейцы.
МНЕНИЕ_Кирилл Денисов
Киношника обидеть может каждый
Кинематографисты - люди творческие, души трепетные. Бывает, увлекутся каким-нибудь художественным образом - и летят по волнам вдохновения, забывая про историческую точность. Получают потом "Оскары", плачут от счастья на каннской лестнице... А в момент триумфа к ним как подкрадется маленький профессор в очках - и как даст тяжеленным фолиантом по голове!
А вы в курсе, что в Римской империи портянки не так наматывали? А почему у вас в фильме про Вермеера герои на велосипеде разъезжают - ведь велосипед был изобретен лет через сто после смерти живописца?
Кинематографист, понятно, в слезы. Так же красивее - на велосипеде-то! Неужто сами не видите? И сползает с красной дорожки под тяжелыми взглядами критиков.
Хотя, положа руку на сердце, стоит ли придираться к деталям? Ведь кино-то называется не "Древнеримская портянка" и не "Вермеер на велике". Люди, снимающие исторические фильмы, обычно ставят себе совсем другие задачи. Например, воссоздать атмосферу мира, уже рассыпавшегося в прах. Или подобраться своим путем к пониманию яркого, неординарного человека. Или просто дать лихо закрученный сюжет.
Мне, например, очень нравится голливудский "Доктор Живаго". Я знаю, что в Сибири зимой не распускаются поля нарциссов, а в надписи на транспаранте "СВОБОДА И БРАТСВО", с которым бегают демонстранты, допущена грубая орфографическая ошибка - и ничуть мне это не мешает! Бондарчуковскую "Войну и мир" ничуть не портит опера Монтеверди "Коронация Поппеи", которая не могла исполняться в тогдашних театрах. Положа руку на сердце - многие ли зрители вообще узнали бы про "Коронацию Поппеи", не прозвучи ее название в списке киноляпов?
Кино не обязано быть документальным (если, конечно, оно не документальное) - вот о чем я. Все фактические претензии быстро забудутся, а кино останется.