Выпей яду
Каннский фестиваль преподнес миру сюрприз: за день до закрытия здесь прошла премьера не заявленного ранее ни в одной из фестивальных программ документального фильма Андрея Некрасова "Бунт. Дело Литвиненко".
Создателям "Дела Литвиненко" безумно повезло: премьера в Канне дала им шанс засветиться во всех мировых СМИ, а участие в международном кинорынке — возможность продать фильм для нероссийского проката. На то, что картина появится в отечественных кинотеатрах, Андрей Некрасов не рассчитывает. Говорит, "Дело Литвиненко" будет распространяться "самиздатом": на DVD или через интернет. Так же, как распространялась его предыдущая лента — "Недоверие", в которой Некрасов пытался доказать, что взрывы в московских домах были организованы российскими спецслужбами.
В "Деле Литвиненко" документалист развивает ту же тему. Как говорит главный герой (Александр Литвиненко дал Некрасову интервью еще до отравления), "ФСБ использует тайные методы борьбы не для противодействия иностранным разведкам, а для удержания власти... Почему меня хотят заставить замолчать? Я покусился на святое — на систему зарабатывания денег". По мнению авторов фильма, именно спецслужбы развязали войну в Чечне, организовали взрывы в Москве и других городах России, подкупили судей и т.д., а главное — "они готовы исполнять заказные убийства как в России, так и за рубежом". Одной из жертв индивидуального террора должен был стать Борис Березовский, но офицер ФСБ Александр Литвиненко отказался выполнять приказ, эмигрировал в Англию и объявил, что начальство заставляло его убивать людей.
Несмотря на название фильма, судьба главного героя Андрея Некрасова не очень интересует. Это Голливуд наверняка разберет по косточкам всю историю с полонием-210, у русского документалиста мишень покрупнее. Основная мысль "Дела Литвиненко" заключается даже не в том, что в России правят спецслужбы, а в том, что все их акции проводятся не без ведома президента. Некрасов не боится громких фраз: " За Путиным тянется криминальный след... Он был связан с колумбийской наркомафией...".
Андрею Некрасову явно не дают покоя лавры Майкла Мура, который в 2004 году получил в Канне "Золотую пальмовую ветвь" за документальный фильм о том, что семейный бизнес Джорджа Буша связан с кланом бен Ладена. Напомним, что "Фаренгейт 9/11" вызвал широкий резонанс, но даже он не помешал Бушу-младшему повторно выиграть президентские выборы.
Очевидно, подражая толстяку в бейсболке, Некрасов явно не дотягивает до уровня его фильмов. Мур язвителен и изобретателен. Он остроумен, задает каверзные вопросы, проводит смелые аналогии, находит десятки свидетелей, строго следит за тем, чтобы все ниточки сюжета в финале связались в узелок.
Фильм Андрея Некрасова, во-первых, предельно серьезен, а во-вторых, не блещет разнообразием приемов. На знаменитую прощальную речь Бориса Ельцина режиссер накладывает кадры взрывов и искалеченных тел, а под гимн России показывает хронику расстрелов. Не всегда понятно только, что это за расстрелы и чьи перед нами тела.
Впрочем, общее звено в фильмах Мура и Некрасова есть: безапелляционность их создателей неизбежно наводит на мысль, что в этих историях все куда сложнее и туманнее, чем дождевая капля на носу Бориса Березовского, стоящего у гроба своего несостоявшегося убийцы.
Актриса Жюльетт Бинош: "Надо просто верить, что все кончится хорошо"
Жюльетт Бинош на Каннском фестивале представляла фильм тайваньского режиссера Хоу Сяосяня "Путешествие красного шара" драму про вечно спешащую артистку театра марионеток и ее маленького сына, который от скуки выдумывает себе друга красный воздушный шар. Со знаменитой французской актрисой встретилась корреспондент "Известий" Анна Федина.
вопрос: Вы знаете Париж гораздо лучше, чем Хоу Сяосянь. Вы давали ему какие-то советы?
ответ: Нет, Сяосянь очень четко представлял, чего он хочет. И, признаюсь, я никогда не видела Париж таким, каким он показан в этом фильме. Это не туристический Париж, а настоящий: душный, тесный, грязный. В Париже действительно не хватает света, поэтому я себе купила ярко-желтую машину, чтобы хоть как-то разнообразить серость пейзажа.
в: Что вы слушаете за рулем?
о: Недавно я купила диски с аудиокнигами французских философов, теперь езжу по городу и просвещаюсь.
в: Чем вас привлекла роль в фильме Сяосяня?
о: В моей карьере было две главных роли мамы сына Рафаэля и мамы дочки Ханны. Поэтому проблемы героини "Путешествия красного шара" мне очень близки: она в одиночку воспитывает сына и при этом вся отдается работе. В такой ситуации чувство вины перед ребенком неизбежно, тем более что в обществе существует стереотип, что женщина-мать должна принести все в жертву семье. Если тебе нравится твоя работа, на тебя скорее всего будут смотреть осуждающе. Мне кажется, решить эту проблему нельзя. Надо просто верить, что, хотя жизнь очень сложная штука, все равно все кончится хорошо. И потом, надо помнить, что у твоей собственной мамы наверняка были те же самые проблемы, и ничего, ты выжила, выросла и даже чего-то добилась в жизни. Значит, и у твоих детей все будет нормально.
в: Ради детей вы от чего-то отказываетесь?
о: Однажды я не поехала сниматься в Камбоджу, потому что хотела быть поближе к дому. Но обычно место съемок не влияет на мое решение.
в: Ваша героиня в "Путешествии красного шара" выглядит не слишком гламурно...
о: Большую часть ее гардероба я привезла из дома. И, поверьте, это было не красное вечернее платье, а джинсы и свитера то, что я ношу в обычной жизни. Хотя, знаете, иногда я выглядела так неопрятно, что меня это даже заводило. Я смотрела на себе в зеркало, испытывала приступ злости и шла на площадку. Вообще меня забавляло это ощущение постоянной взвинченности.
в: Вам понравилось быть блондинкой?
о: Да, хотя я бы применила другой эпитет: не blonde, а burnt (выжженный. "Известия"). Это были не волосы, а солома, поэтому после съемок мне пришлось коротко постричься.
в: Юбилейный фестиваль породил массу разговоров о звездах легендах Канна. Вы тоже приезжаете сюда чуть ли не каждый год...
о: Я вообще скептически отношусь к званию "звезды": на уровне Голливуда все европейские актеры, в том числе и я, выглядят маленькими-маленькими...