Со всеми остановками
Муниципалитеты некоторых крупных городов Сибири поставили перевозчикам условие - или покупаете автобусы большой вместимости, или уходите с маршрутов.
С рынка пассажирских перевозок начался массовый исход мелких предпринимателей, которые вели этот бизнес с 90-х годов. В Новосибирске в 2006 году индивидуальных предпринимателей стало меньше на 70, а количество юридических лиц выросло на 14. Количество подвижного состава в 2006 году у ИП сократилось на 98 автобусов, а у юридических лиц увеличилось на 231 автобус.
В Новосибирской области зарегистрировано более 6 тыс. автобусов, две трети из них — у юридических лиц. Причем около тысячи машин — автобусы большой вместимости. Стоимость проезда в муниципальном транспорте — 8 рублей. В коммерческих автобусах — 10-12, в "ГАЗелях" — 15. В маршрутах дальнего следования — до 20-25 рублей.
При этом городские власти непреклонны в своем намерении "выжить" с рынка перевозок как микроавтобусы типа "ГАЗель", так и "ПАЗы" (и их аналоги) средней вместимости. Как отмечают сами перевозчики, соответствовать требованиям муниципалитета теперь непросто. Многим компаниям оказались не по карману дорогие "МАЗы". К китайским же автобусам было отношение неоднозначное. С одной стороны, их не хватало, с другой, были известные опасения... Всех выручили машины марки "ЛиАЗ". Они дешевы, были в наличии, в городе есть официальный дилер.
Процесс замены малых и средних автобусов на большие начался и в соседних городах. Так происходит, например, в Томске, где до сих пор на дорогах царят маленькие "ПАЗики": уже наметились тенденции к смене "рабочих лошадок". С 1 мая этого года на дорогах Томска появилось 20 больших автобусов, закупленных "Горавтотрансом". При этом муниципальный транспорт здесь занимает совсем небольшую долю в общем объеме рынка. В муниципальном секторе сделан упор на электротранспорт. Ежедневно на линию выходят 26 трамваев и 56 троллейбусов. А вот муниципальных автобусов в городе практически не осталось. Стоимость проезда в электротранспорте всего 4 рубля. Но основным способом передвижения томичей являются частные маршрутные автобусы. Они и ходят гораздо чаще, и добраться до нужного места на них можно гораздо быстрее и в большинстве случаев — без пересадок, потому что маршрутки связали практически все части города. На сегодняшний день в Томске зарегистрировано 600 предпринимателей, имеющих лицензии на перевозку пассажиров. В их арсенале 900 автобусов, из которых каждый день на линию выходит 630-650. Поездка в маршрутном автобусе обходится пока в 7 рублей. Льготной категории пассажиров — в 5 рублей. Но поговаривают, что уже с июня проезд в маршрутках должен повыситься до 10 рублей.
В Омске на городские маршруты ежедневно выходит 850 автобусов, 164 троллейбуса и 75 трамваев. После проведенной в прошлом году реорганизации работы городского транспорта в Омске практически не осталось старых (еще советских) машин "ЛиАЗ" — их заменили новые "Нефазы". Основной вид общественного транспорта — автобусы — ходят по 104-м маршрутам. Стоимость проезда в автобусе, троллейбусе и трамвае единая — 8 рублей. Правда в начале апреля Региональная энергетическая комиссия увеличила предельный тариф на пассажирские перевозки в Омской области до 9 рублей 10 копеек. Работники сферы пассажирских перевозок ожидали повышения реальных цен на проезд в начале мая, однако омские чиновники пока этот вопрос не поднимают. Кроме автобусов по улицам Омска ездят около двух тысяч маршрутных "ГАЗелей". Проезд в них стоит 10 рублей вне зависимости от дальности поездки. В течение этого года омская мэрия запланировала приобрести еще 100 автобусов, 10 троллейбусов и 5 трамваев.