Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Страна победивших иномарок

К 2010 году мы окончательно пересядем на дешевые иномарки отечественного производства. Их будут выпускать 3 миллиона в год. Будет ли это означать смерть российского автопрома или, наоборот, его ренессанс? В вопросе разбирался обозреватель Никита Киселев.
0
"Тигр" хоть и похож на Hummer, но особой популярностью пока не пользуется (фото: Владимир Гердо)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

К 2010 году мы окончательно пересядем на дешевые иномарки отечественного производства. Их будут выпускать 3 миллиона в год. Будет ли это означать смерть российского автопрома или, наоборот, его ренессанс? В вопросе разбирался обозреватель Никита Киселев.

В российском автопроме произошло самое значимое событие со времен постройки фиатовского завода в Тольятти. Русский олигарх стал соинвестором концерна Magna, а значит, отверточная сборка сможет быть дополнена качественными комплектующими, что является необходимым условием возрождения отечественного автопрома. В ближайшие пять лет продажи и производство автомобилей в России будут постоянно увеличиваться, пока мы не догоним по объемам Европу. Сейчас мы на шестом месте, но уже в этом году займем пятое или даже четвертое место по объему продаж. К 2010 году мы должны вырваться на второе место, уступив лишь Германии. Сегодня мы по-прежнему выпускаем некондиционные машины, не имея возможности их улучшить. Они гниют на складах, в то время как очереди на иномарки достигают уже 12-16 месяцев. Наши заводы страдают от нехватки качественных и недорогих поставщиков оборудования и комплектующих. Весь Дальний Восток и Сибирь завалены японским секонд-хендом с правым рулем, однако даже там появляются дилерские центры и люди, готовые покупать новые качественные автомобили. Рост автомобильных кредитов привел к тому, что люди даже средних и низких доходов могут позволить себе недорогой автомобиль импортного производства, выплачивая его стоимость по 5-7 лет, забыв про неожиданные ремонты отечественных машин. Заводы известных фирм растут у нас как грибы после дождя. Вполне вероятно, что после насыщения нашего рынка к 2012 году мы начнем экспортировать автомобили, как это делают китайские производители. Никакие дураки и никакие дороги не изменят ситуацию.

Забудем ложный патриотизм?

Автопром всегда был для нас чем-то вроде фетиша. Построили мы, к примеру, завод Fiat, а потом завалили всю Европу своими "Ладами" по демпинговым ценам. Победа? Несомненно! До сих пор эти "Лады" можно встретить и в Швейцарских Альпах, и в африканской пустыне. Но во времена расцвета тольяттинского завода в нашей стране за отнюдь не дешевыми "Жигулями" выстраивались многолетние очереди. Себе не хватало, зато капиталистам рот затыкали. Патриотично, но хорошо ли?

Вот англичанам, например, автопром не нужен. И ничего - живут. За 50 лет после Второй мировой бывшая империя растеряла практически все. Последние столпы английского достоинства были растоптаны китайцами, купившими Rover, и господином Смоленским-младшим, позабавившимся с TVR. Но ведь ничего страшного не произошло! Англичане по-прежнему предпочитают MINI, Land Rover, Vauxhall, Bentley и Rolls-Royce всем прочим. Пусть они и принадлежат BMW, Ford, VW и GM. Пускай Rolls-Royce Phantom делают в каком-то Гудвуде с немецким двигателем, трансмиссией и кожей. Хуже он от этого не стал, и статуэтка на капоте не потускнела. Просто пришло время автомобильных гигантов с многомиллиардными прибылями.

У нас вслед за Ford, который построил завод во Всеволожске, появились "Автотор", "Иж-авто", Renault. Уже строят свои заводы Toyota, Nissan, Volkswagen и Skoda, Suzuki и GM. Может, стоит просто довериться крупным автогигантам? Они знают, как делать машины надежными и безопасными, и на производство новинки от чертежа до готового автомобиля у них уходит 3-5 лет, а не 10-15.
Что нам дают иностранцы

За 2006 год абсолютный рост продаж автомобилей в России составил 45%, если брать ценовое исчисление. При этом производство "российских" иномарок удвоилось, а выпуск отечественных автомобилей подрос всего на 5%. Наконец, произошло революционное событие - впервые количество проданных иномарок превысило продажи отечественных машин. Иными словами, россияне окончательно выбрали иномарки. Естественно, это лакомый кусок для любого автомобильного производителя, а его еще и заманивают всевозможными скидками и поблажками перед вступлением в ВТО.

Но что нам дает нашествие иностранцев? Массовое строительство "отверточных" заводов для потребителя оборачивается в лучшем случае небольшой скидкой в 3-2 тыс. долларов от общеевропейской цены плюс головная боль по поводу качества российской сборки и наверняка длинная очередь из желающих купить автомобиль чуть дешевле европейского аналога. А вот производитель получает существенную экономию на перевозках и льготы.

Вступление в ВТО не сделает цены на автомобили значительно ниже и тем более не приблизит их к американским. У нас другая налоговая политика. Наоборот, одно из условий вступления в эту организацию - это сохранение налогов и пошлин на семь следующих лет. Иначе отечественный автопром просто исчезнет в одночасье. С одной стороны, это условие защищает наших производителей от конкуренции с корейскими и китайскими автопроизводителями, которые уже почти сравнялись в цене с продукцией ВАЗа и ГАЗа. С другой стороны, как только пошлины отменят, многим автомобильным компаниям будет намного проще и дешевле использовать запчасти других фирм, а значит, делать свою продукцию более качественной и дешевой. Сейчас у нас переходный период, который нам надо правильно преодолеть, не выплеснув с водой ребенка.

Чем может ответить Россия

За кем нам надо очень внимательно следить - так это за китайцами. Во-первых, чтобы не повторять их ошибок, а во-вторых, чтобы повторить и преумножить их успех. В конце концов, китайцы тоже не изобретают пороха, а идут по пути японцев. После войны почти все японские производители начинали так: сначала открывали небольшую фирму по ремонту автомобилей. Потом эта фирма перерастала в производство велосипедов, на следующей стадии было производство доступных автомобильчиков и только потом речь шла о повышении качества. Вслед за японцами этим путем пошли корейцы (Hyundai, KIA), а теперь на стадии авто-копий застряли китайцы. В ВТО они уже вступили и на первых порах ввели пошлины на ввоз иномарок в 200%. Сегодня они составляют всего 40%, а через два года составят лишь 25%. В 2009 году в КНР собираются выпустить около 6 млн автомобилей.

Конечно, идти по китайской тропе у нас вряд ли получится, хотя бы потому, что стоимость рабочей силы у нас значительно выше, чем в Китае, и забастовки рабочих на заводе Ford во Всеволожске ясно это показывают. Да и идти этим путем нам уже некогда - нам надо бежать трусцой. В принципе, это и происходит, если внимательно присмотреться к двум крупным автомобильным сделкам. Первая - это совместный проект АвтоВАЗа с крупнейшим в мире производителем запчастей и комплектующих Magna. Сделка потянула на полтора миллиарда долларов на двоих и стала самым важным событием в истории АвтоВАЗа со времен сотрудничества с Fiat. Модель, которую они собираются выпускать с 2009 года, почти целиком состоит из агрегатов VW, и вроде бы тут опять можно говорить, что нехорошо набор чужих запчастей называть русским автомобилем.

Однако вторая сделка, о которой было объявлено на днях, делает эти запчасти не такими уж и чужими. Олег Дерипаска, которому принадлежат холдинг "Базовый элемент", а также холдинг "Русские машины", объявил о покупке крупной части акций этой самой Magna за полтора миллиарда долларов. Первый получит возможность влиять на сделки и стратегию развития теперь уже общего бизнеса, а Magna получит деньги на совместный проект с АвтоВАЗом. Нам с вами от этого сотрудничества может перепасть вот что. На ГАЗе, кроме обещанного Chrysler Sebring предыдущего поколения, могут начать выпуск и нового варианта, а там и до приглянувшегося нашим думцам Chrysler 300С недалеко. А на ВАЗе в Тольятти будут спокойно производить свой Concept C, и стоить он будет значительно дешевле обещанных $10-12 тыс., как только Magna расширит сферу своего влияния в России, скупив или создав несколько крупных производств комплектующих.

Так же, как мы перешагнули из коммунизма в капитализм, нашему автопрому придется перешагнуть в реалии огромных суперкорпораций. Создать свою BMW, конечно, не получится, но такие ресурсы, как Magna, могут позволить нам делать машины среднего класса не хуже импортных, которые мы будем покупать впервые с гордостью, просто потому, что они уже будут по-настоящему свои.

Куда растет наш автопром

С учетом уже построенных в нашей стране автозаводов к 2010 году ежегодный выпуск автомобилей достигнет 2,7 млн. По оценкам Виктора Христенко, к 2010 году емкость российского рынка легковых автомобилей (производимых у нас и ввозимых) достигнет 2,6—2,8 млн автомобилей, или в денежном выражении — до 31 млрд долларов. В 2006 году в России было собрано 1 173 624 автомобиля, включая российские и иностранные. Согласно уже подписанным и прогнозируемым контрактам, в российскую автомобильную промышленность планируется вложить еще около $2 млрд 165 тыс.



Настоящего автопрома у нас никогда не было

Все, что сходило с конвейеров под видом российских, советских, а затем снова российских легковых автомобилей, не было вполне "нашим". В царские времена автомобиль был скорее забавой для богатых, но его штучное производство было налажено сразу в нескольких городах. В основном производились лицензионные немецкие, французские и американские машины. Своим, русским, автомобилем все считали "Руссо Балт", но технически он недалеко ушел от рамы и двигателя швейцарского производства.

Знаменитый "АМО Ф15" был, по сути, фордовским грузовиком, "Эмка" в прошлой жизни тоже была Ford 40 V8, "ЗИМы" и "ЗИСы" подчистую срисовали с Cadillac и Paccard. "Москвич" до войны был Opel Cadett. Гордиться по-настоящему мы могли только "Победой" ГАЗ-20. Пускай после войны его выпускали на оборудовании Opel Capitan и внешне эти машины довольно похожи, но все же те изменения, которые внес наш конструктор, для того времени были революционными. Каплевидная форма, отсутствие подножек, широкие сиденья. Затем эти наработки использовали в 21-й "Волге" (ее срисовали с Ford Mainline), но уже в ГАЗ-24 о них забыли, скопировав примерно похожий Ford Falcon. Про родство Fiat 124 и ВАЗ-2101 и говорить не приходится.

Кстати, современная вазовская "классика" по международным классификациям по-прежнему считается той самой итальянской "копейкой". А суперпопулярная сейчас "газель" удивительным образом похожа на Ford Transit.

Этот список можно продолжать, перебрав, в конечном итоге, все "русские" автомобили. Конечно, среди них найдется парочка оригинальных. Скажем, "Ниву" мы ни с кого не срисовывали, а также "УАЗ". Но и у этих машин найдется темная страничка в личном деле. У "Нивы", несмотря на высокие колеса и полный привод, двигатель был все тот же, фиатовский, пусть и немного доработанный. Что касается "УАЗа", то тут взятки гладки. Все настоящие внедорожники до сих пор напоминают Willis времен Второй мировой. Проходимость у "УАЗа" действительно выдающаяся, что по достоинству оценили военные и руководители совхозов. Но вот те, кому приходилось лично чинить этого зверя, помнят, что после скачек по долам необходимо было подкручивать гайки. Все гайки. Возрожденный UAZ Patriot - тоже показательный пример. Его название непатриотично пишут латиницей и ставят в него корейские запчасти.

Построенные заводы

ПроизводительМодельГородГодовой выпуск
BMW3, 5, 7, X3Калининград3831
CadillacCTS, SRX, STS, EscaladeКалининград416
Chevrolet (GM)Tahoe, TrialBlazer, Aveo, Lacetti, Epica, RezzoКалининград19511
Chevrolet (GM)Niva, VivaТольятти52 тыс. Niva, 700 Viva к 2008
FordFocusВсеволжск (Санкт-Петербург)150 тыс. к 2008
Hummer (GM)H2, H3Калининград466
HyundaiВедутся переговорыТаганрог47795
KiaSpectra, Rio Ижевск24 210
KiaSportage, Carnival, Magentis, Opirus Калининград3506
RenaultLoganМосква120 тыс. - 200 тыс. к 2010
SsangYongRextonНабережные Челны4528
Запланированные заводы

ПроизводительМодельГородГодовой выпуск
CheryА-15, А-21, Т-11Калининград200 тыс. к 2010
Chevrolet (GM)CaptivaШушары (Санкт-Петербург)70 тыс. к 2010
Chrysler (ГАЗ)SebringНижний Новгород, ГАЗ65 тыс. к 2010
FiatAlbea, Doblo, LineaНабережные Челны, Северсталь - авто.-
Great WallВнедорожникиЕлабуга, Татарстан50 тыс. к 2010
KiaC'eedКалининград17 тыс. к 2008
MitsubishiLancer--
NissanPrimera и AlmeraПригород Санкт-Петербурга50 тыс. к 2008
Opel (GM)Astra, CorsaШушары, Тольятти-
Peugeot-CitroenВедутся переговоры--
Skoda (VW)Skoda OctaviaКалуга50 тыс. к 2008
SuzukiGrand Vitara и новую модель седана класса CШушары, Санкт-Петербург50 тыс. к 2010
ToyotaCamryСанкт-Петербург20 - 200 тыс. к 2010
VolkswagenGolf, Polo, PassatКалуга115 тыс.к 2010
АВТОВАЗ/MagnaАвтомобиль класса "С"Тольятти450 тыс. к 2009

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...