Конди Райс в роли Киссинджера?
"Некоторые выкрикивают слова о новой "холодной войне", но, как человек, живший в то время, и как специалист, я полагаю, что подобных параллелей сейчас просто быть не может" - с этими словами госсекретарь США Кондолиза Райс прилетела в понедельник в Москву. Она признала - в отношениях России и США сейчас "непростой период". Вопрос только в том, что считать его главной причиной.
В период так называемого детанта (разрядки) в случае осложнения советско-американских отношений генсек Брежнев связывался с президентом Никсоном и требовал у него "прислать в Москву Кисю". "Кисей" он называл госсекретаря США Генри Киссинджера. "Кися" прилетал в Москву и штопал прорехи, образовавшиеся в детанте.
Сейчас об этом вспоминают в Вашингтоне в связи с визитом в Москву нынешнего госсекретаря США Кондолизы Райс. Сравнение Конди с "Кисей", как и любое другое сравнение, не совсем точно. На дворе иные времена. Демократическая Россия - не коммунистический Советский Союз. И непризнание этого факта на Западе, в первую очередь на Потомаке, является главной причиной напряженности его отношений с Москвой. Отсюда реанимация таких, казалось бы, навсегда сданных в исторический архив понятий, как "холодная война", "сдерживание" и даже "отбрасывание".
Дэниель Фрид, помощник госсекретаря США по европейским и евроазиатским делам, выступая в Берлине в канун визита Райс в Москву, сказал: "Мы не хотим слабой России, мы хотим сильной России, но на условиях XXI, а не XIX века". (Речь Фрида просматривается здесь как концептуальное изложение инструкций, полученных его шефом перед визитом в Москву.)
Внешне "хотим" мистера Фрида звучит резонно. На дворе действительно XXI, а не XIX век. Но "условия", о которых трактует Фрид, это не диктат времени, а попытка американского диктата. В XIX веке Россия входила в "концерт великих держав", определявших мировую политику. XXI век рассматривается Вашингтоном, как и XX век, веком американизма, веком единственной сверхдержавы - США. В своем выступлении в Мюнхене, ставшем во многом знаковым водоразделом, президент России Владимир Путин, признаемся, несколько драматически дал картину однополярного - американского мира. Правда эта не пришлась по вкусу Вашингтону, и он обвинил Россию в "энергетическом империализме" и в возрождении духа "холодной войны".
Затем на реках вашингтонских раздался плач по поводу того, что президент Путин якобы сравнил США с гитлеровской Германией в своей речи на праздновании Дня Победы. (Часть вины здесь лежит и на наших официальных органах, запоздавших с интерпретацией слов Путина, в которых США не упоминались.)
Цепляясь за слова, звучащие из Москвы, Вашингтон уже не на словах, а на деле споспешествует возрождению духа "холодной войны", ведя одновременно вполне горячие войны и все больше подбираясь к границам России. Да, слова, исходящие из Москвы, не лирические изъявления в любви. Но в их основе - разочарованность тем курсом, который ведет сейчас Вашингтон в отношении новой демократической России. Если в Вашингтоне действительно хотят, чтобы Райс сыграла роль "Киси", то они должны вспомнить, что политика Киссинджера исходила из принятия реальностей, которые существовали в политике тех времен. Недаром Киссинджера считали символом так называемой real politic. Именно реалистичности не хватает в политике нынешнего Вашингтона. К сожалению, в отношении не только России, но и всего мира.
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС"ИЗВЕСТИЙ"
Зачем Джордж Буш послал Кондолизу Райс в Москву?
36% Это просто рабочая поездка
15% Вашингтон решил плотнее сотрудничать с Москвой по ПРО, Косово и другим щекотливым темам
21% США испугались нашей энергетической активности
28% Американцы поняли, что ссора с Россией зашла слишком далеко
В опросе приняли участие 1890 человек.
Результаты других опросов смотрите здесь и здесь