Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Нужны неформальные способы обучения"

Российские вузы вновь погружены в реформы. Они касаются двухступенчатой системы образования, полномасштабного внедрения ЕГЭ и других сфер вузовской жизни. О том, что и как изменится в Политехе и зачем современному инженеру гуманитарные знания, корреспонденту "Известий" Илье Нефедову рассказал проректор университета Владимир Глухов
0
Владимир Глухов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские вузы вновь погружены в реформы. Они касаются двухступенчатой системы образования, полномасштабного внедрения ЕГЭ и других сфер вузовской жизни. О том, что и как изменится в Политехе и зачем современному инженеру гуманитарные знания, корреспонденту "Известий" Илье Нефедову рассказал проректор университета Владимир Глухов.

вопрос: Какие у вас прогнозы по поводу нынешней приемной кампании?

ответ: Скорее всего, немного снизится конкурс на гуманитарные и экономические направления — он составит, наверное, три человека на место. Думаю, что на прежнем уровне останется конкурс на инженерные и физические специальности.

Мы по-прежнему работаем с регионами отбираем лучших школьников почти в 70 российских городах. Судя по всему, впереди у нас последний год, когда петербургские вузы имеют право на вступительные экзамены. Потом будем принимать абитуриентов только по результатам единого госэкзамена.

в: Перечень специальностей тоже изменится?

о: Это еще один важный момент нынешнего года. Планируется, что к 1 сентября правительство подготовит постановление о введении новой номенклатуры специальностей высшего образования. Она будет более узкая, укрупненная. В связи с этим внутри вуза мы хотим выстроить новую систему учебного процесса. Допустим, одна базовая кафедра дает фундаментальное образование на уровне бакалавриата, а несколько других готовят на уровне программ магистратуры.

в: Наверное, в "светлое вузовское будущее" все-таки стоит взять лучшее из прежней системы?

о: Нужно проанализировать сложившиеся правила на соответствие сегодняшним реалиям. Смотрите, что получается. В 90-е годы в школе не хватало учителей. И как следствие, возникло отставание физического  и математического школьного образования от достаточно быстрого развития инженерных наук. В учебниках физики не было информации о многих передовых областях — космических, нанотехнологиях, лазерной технике. Выпускники школ слабо знали физику, а технические вузы усложнили вступительный экзамен по этому предмету. В результате часть абитуриентов отказалась от технических специальностей. Одновременно резко повысилась значимость аврального репетиторства в вузах. Возникла ситуация, которая приносит больше вреда для реального результата. На мой взгляд, должно быть больше поддержки, а не барьеров. Университет усиливает внимание к школьникам. Традиционные подготовительные курсы трансформируются в систему малых факультетов. Их задача — дополнить школьные знания через регулярную работу в лабораториях и аудиториях вуза.

в: Какова сейчас ситуация с физикой?

о: Конечно, физическое образование — база инженерного. Ситуация, на мой взгляд, выправляется. Для этого прикладывают усилия не только школьные учителя, но и преподаватели вузов. Нужны не только учебники, но также популярные книжки, которые были в 50—60-е годы, например "Занимательная физика" Перельмана, технические кружки. техническое моделирование, соответствующие телевизионные передачи. Они смогут пробудить у школьников интерес к эксперименту, к тому, чтобы сделать что-то своими руками: собрать телеприемник, видеотелефон, маленький робот, свою компьютерную программу.

в: Даже при очень качественной подготовке по всем предметам школы не помогут вузам решить "количественную" проблему — демографическую.

о: Демография — сложнейшая проблема российской экономики. Об этом нужно было говорить еще лет двадцать назад. Сегодня в Петербурге выпускников школ меньше, чем бюджетных мест в вузах. Забирая всех выпускников, вузы не дают возможности создать рабочие кадры, укрепить оборону страны. Мы потеряли рациональную структуру рабочей силы, и это проблема экономики.

в: Что предпринимает Политех, чтобы не обмануть ожидания потенциальных работодателей?

о: Особенность нашего университета, его главное учебно-научное достоинство связаны с сохранением классических принципов технического университетского образования. Я считаю, что с ранних лет образование должно учить настойчивости и трудолюбию, уважению к чужому труду. В каждом результате один процент природных способностей и 99 процентов настойчивого труда. Этот тезис в полной мере относится к системе образования. Образование — это работа обучаемого, которую необходимо организовать с ориентацией на высокое качество. Малочисленные группы и индивидуальные программы — далеко не главный фактор для повышения качества. Более эффективными оказываются групповые методы освоения знаний и аналитического обсуждения, самостоятельные исследования, выработка практических навыков, самостоятельное изучение литературы.

в: Чем отличается профессор Политехнического университета?

О:. Значительной внутренней ответственностью за развитие знаний в своей области. За этим многое стоит: требовательность к себе, к обеспечению учебного процесса, к уровню знаний студента. В соединении с имеющейся лабораторной базой, системой связей с научными институтами РАН и промышленными предприятиями это составляет фундамент подготовки научной и инженерной элиты.

Опережающая подготовка элитных специалистов, ориентация на ресурсно-возобновляемый характер экономики, инновационное мышление — это основа будущей конкурентоспособности российской техники, технологий и образования.

в: Соотношение разных дисциплин тоже имеет значение?

о: Здесь возникает сразу несколько противоречий. Первое — между свободой выбора и регламентированным планом на пять лет вперед с точностью до числа часов в неделю по каждому виду занятий. Разумнее было бы иметь укрупненный общий учебный план и более детальные — на очередной год. Второе противоречие — между группами дисциплин: фундаментальными, общеинженерными, гуманитарными и специальными. При лимите общей допустимой нагрузки на студента надо предложить оптимальное соотношение областей знаний. Это очень сложная задача, но ее решение должно в максимальной степени отражать возможности и специфику вуза. Можно подготовить очень квалифицированного специалиста для обслуживания какой-либо техники, но он не сможет стать ее проектировщиком или создателем системы машин.

в: Получается, что без гуманитарной составляющей техническому вузу не обойтись?

о: Выпускник технического вуза должен иметь способности, обеспечивающие его становление как лидера инженерного коллектива, создателя и разработчика новой техники, научного работника, но и одновременно активного члена общества. Знания в области культуры можно только приветствовать. Уникальный потенциал нашего города просто грех не использовать. Я имею в виду занятия в Эрмитаже или Русском музее, контакты между техническими и художественными вузами. Гуманитарная компонента Политеха — это знаменитые "Вечера в Политехническом", концерты в Белом зале, художественные выставки, фотовыставки студентов, система спортивных соревований.

в: Так что у гуманитарных факультетов технических вузов хорошие перспективы?

о: С одной стороны, процессы 90-х годов привели к тому, что у нас неоправданно быстро выросла инфраструктура, обслуживающий сектор. Поэтому сегодня объективно на всех уровнях административного управления меньше уделяют внимания гуманитарной составляющей как подготовке специалистов для конкретной профессиональной области. Но резко усиливается значимость гуманитарной, экономической составляющей внутри инженерного процесса. Вуз заключает договоры о целевой подготовке со многими фирмами. Их руководители просят на заключительных стадиях обучения усилить гуманитарную и экономическую подготовку, чтобы человек умел работать в коллективе. Для Политехнического университета всегда было одним из главных принципов именно создание сообщества высокопрофессиональных специалистов, причем во всех областях. Профессионал в одиночку не может эффективно развиваться. Гуманитарный факультет мы развивали в последнее время не только как вспомогательный, но и как самостоятельный, чтобы привлечь ведущих специалистов, которые бы готовили себе учеников, аспирантов, и одновременно, обслуживали бы все остальные факультеты.

в: Должен ли вуз уделять особое внимание одаренным студентам?

о: Выдающиеся ученики в условиях жесточайшей регламентации учебного процесса — это скорее исключение. Для того чтобы искать и поддерживать выдающиеся способности, нужны неформальные способы обучения. Допустим, семинары с обсуждением научных публикаций, разработка нестандартных курсовых проектов, обучение в процессе совместной с преподавателями исследовательской деятельности, живые профессиональные дискуссии. Выделение специальной группы сильных студентов усложняет процесс обучения, но, как показывает практика, в составе такой группы происходит резкий скачок в развитии индивидуальных способностей, объемов знаний.

в: Без интеграции в мировое образовательное пространство вузам сегодня не обойтись?

о: Система высшего образования должна готовить людей для работы во всем мире. Сегодня многие крупные компании имеют заводы за границей, систему поставки изделий и комплектующих из разных стран. Мы пока еще не живем во "всемирной деревне", но ее первые признаки уже заметны. А общемировое экономическое пространство потребует общемировой системы образования. Сейчас, например, считается правильным искать профессора не в одной стране, а во всех уголках мира. И в высшей школе считается, что многое зависит именно от того, кто учит. Надо найти хотя бы одного человека, и этот самый лучший профессор вытащит всю научную школу и обеспечит престиж вузу. К слову, интеграция в мировую систему зависит прежде всего от степени образованности в трех сферах: иностранные языки, работа в компьютерных сетях, межличностное общение. От уровня владения этими навыками зависит в дальнейшем открытость национальной экономики, технический уровень и эффективность национальной техники и технологии, и, в конечном счете, уровень жизни нации. Помните, Петр Первый говорил: "Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят все просвещенные народы своими успехами в науках, неутомимостью в трудах и величием твердой и громкой славы"?

в: К сожалению, его предчувствия пока не очень-то сбываются.

о: Нам и сегодня есть чем гордиться. Многие области инженерного труда находятся на высоком уровне. Мы сохраняем проектирование и строительство атомных станций — это уникальные сооружения, требующие целой системы знаний. У нас есть космическая авиация, воздушный и морской флот, серьезные разработки в радиотехнике, телекоммуникациях.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...