Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Яблоки от яблони

Валерию Тодоровскому 8 мая исполнится 45. Федору Бондарчуку аккурат в День Победы стукнет сорок. Юбилеи пока несерьезные, однако позволяют перевести обоих уже на следующий возрастной уровень, называемый средним поколением.
0
Новый фильм Федора Бондарчука "Обитаемый остров" должен выйти на экраны к 2009 году (фото: Сергей Каптилкин)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Валерию Тодоровскому 8 мая исполнится 45. Федору Бондарчуку аккурат в День Победы стукнет сорок. Юбилеи пока несерьезные, однако позволяют перевести обоих уже на следующий возрастной уровень, называемый средним поколением.

Русская пословица гласит: "Яблоко от яблони недалеко падает". Но если в отношении династий шахтеров или строителей это изречение воспринимается одобрительно, то династиям, которые от искусства, почему-то отказывают в праве на существование: мол, понятно, кто кому в карьере подсобил... И все-таки гораздо беднее был бы наш сегодняшний кинопейзаж без Валерия Петровича Тодоровского и Федора Сергеевича Бондарчука.

Да, те, кто для простых смертных считался небожителями, для них были просто дядями и тетями, которые забегают к родителям на чай. Конечно, путь обоих в кино был предопределен и пролегал, как положено, через ВГИК. Правда, доказывать собственную состоятельность все-таки пришлось самим.

Сын режиссера Сергея Федоровича Бондарчука и актрисы Ирины Константиновны Скобцевой творческий путь начал с создания собственного рекламного бизнеса. В начале 90-х в стране все менялось с космической скоростью, и Федор Сергеевич был среди тех, кто летел в головной ракете. С первым же клипом для Наталии Ветлицкой "Посмотри в глаза" он вывел в телепространство ярких, успешных девушек и парней, всем своим видом доказывающих, что они готовы стать хозяевами жизни. И ведь стали... В это же время сын режиссера Петра Ефимовича Тодоровского и продюсера Миры Георгиевны Тодоровской Валерий возделывал свою ниву. Он писал сценарии для своего друга режиссера Дмитрия Месхиева — "Гамбринус", "Над темной водой", продюсировал "Кикс" Сергея Ливнева и свой программный фильм "Любовь". К настоящему времени персональная фильмография у Тодоровского набралась весьма солидная: "Подмосковные вечера", "Страна глухих", "Любовник", "Мой сводный брат Франкенштейн". К сожалению, снимал Валерий в период отсутствия кинопроката в России, но в пространстве телеэфира или на электронных носителях его фильмы являются долгожителями.

Впрочем, кинопродюсеры (и сам Тодоровский в этом качестве) ценят быстрые и большие деньги. Ярчайший пример — Федор Бондарчук и его дебютная "9 рота". Пол-Москвы за спиной шепталось: "Федя может уговорить на высокобюджетный рекламный ролик любую корпорацию, но он не режиссер, снимать боится, вон уже пятый год идет, а он говорит о своем дебюте, уж старость близится, а фильма-то все нет...". Однако репортажи со съемочной площадки, бюджет, рекламная кампания потрясали масштабностью, уверенностью и выстроенностью. Старшие коллеги оценили фильм десятками призов, но лучшей наградой для режиссера и продюсера стали кассовые сборы в $23,6 млн. Оживший кинопрокат с радостью освоил "9 роту", как в свое время осваивал эпопею "Война и мир" Сергея Федоровича. У Валерия Тодоровского пока не случилось такой картины, как суперкассовый на все времена хит Петра Ефимовича "Интердевочка"...

Мои отношения с "9 ротой" складывались по иному вектору, нежели указывала яркая рекламная кампания. Я смотрела, переживала и сопереживала, испытывая благодарность к режиссеру за неприкрашенную правду о мальчиках, которых государство превратило в "пушечное мясо". Однако вокруг все только и говорили о патриотичном духе картины, о воспитании настоящих мужчин, которые рождаются, чтобы затем мучительно, но мужественно погибнуть... Это потрясающий дар — убедить публику в том, что твой фильм — самый главный фильм года, десятилетия, страны и так далее. В итоге государственный истеблишмент признал Федора Бондарчука своим. Его приглашают в партии и в общественные молодежные движения. К его мнению прислушиваются. Может быть, Валерию Тодоровскому, который сегодня готовит к прокату свой новый фильм "Тиски", следовало бы заключить договор с тем же рекламным агентством и провести аналогичную кампанию? Тем более что одну из главных ролей в "Тисках" сыграл Федор Бондарчук...

Несправедливо будет умолчать про роль телевидения в жизни юбиляров. Но тут опять-таки каждый пошел собственным путем. На канале СТС охотно пользуются талантами Бондарчука как ведущего разнообразных программ (ТЭФИ в 2003 году в номинации "Лучший ведущий развлекательных программ" за "Кресло", затем были "Ты — супермодель-1, 2", сегодня — "Кино в деталях"). Тодоровский, будучи ведущим продюсером телеканала "Россия", также попробовал себя в качестве ведущего программы о кино, но, как только это стало помехой для основной жизнедеятельности, легко ушел в тень. Все ярчайшие успехи "России" случились во времена, когда Валерий Тодоровский трудился там в штате "главным по сериалам". Уже все подзабыли, что с сагой о Каменской он первым протоптал дорожку на телевидение женским детективам. Дорожка давно уже превратилась в автобан. Появление "Идиота", "Мастера и Маргариты" Владимира Бортко стали громкими фактами культурной и общественной жизни страны и большой гордостью Тодоровского, доказавшего, что русские классики писали рейтинговые истории. Он умело рисковал на поле сценариев, понимая, что зрителю необходима современная жизнь на экране. Помню, с каким восторгом Валерий рассказывал о запуске новых проектов и никогда не ошибался в своих рейтинговых прогнозах. "Линия судьбы" Дмитрия Месхиева, "Семейные тайны" Елены Цыплаковой, "Закон" Александра Велединского качественно изменили суть телесериала. Андрей Кавун с "Курсантами" добрался до пятерки номинантов на американскую премию "Эмми". Правда, есть в биографии телепродюсера Тодоровского сериал Алексея Сидорова "Бригада", что дает повод к нашим нескончаемым спорам о морали в кино и особенно на телепространстве. Спорить с Валерием можно. Он открыт для разговора, если, конечно, аргументы противной стороны уважительны по отношению к его труду и труду его коллег.

Явление, которое называется "Федор Бондарчук", определить сложно. Обычно его позиционируют как лицо московского гламурного и клубного мира, популярного героя светской хроники. Этого не отнимешь. Но есть еще список его актерских работ за последние три года — целых 15 плюс рекламные ролики, видеоклипы, продюсирование, преподавание...

Чем еще схожи два юбиляра? Тем, как они проведут свои дни рождения — на съемочных площадках. Федор Бондарчук снимает в Крыму "Обитаемый остров" по братьям Стругацким. А Валерий Тодоровский уехал в Минск — на съемки ретро-мюзикла "Буги на костях". И тот, и другой, пока не закончат работу, дали обет не беседовать с журналистами...

У обоих растет по сыну и дочке. И оба, как ни крути, навсегда останутся отпрысками великих родителей. Недаром на территории "Мосфильма" в свое время Александр Довженко посадил яблоневый сад. Яблоки в кинематографе — фрукт с особым смыслом.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...