Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Иногда она возвращается

Британский режиссер Джонатан Кент взялся в Мариинке за "Электру" Штрауса. Премьера оперы состоится 6 и 7 мая. Почти сто лет назад на этой сцене "Электру" ставили Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. После мировой премьеры в 1909 году в Дрездене эту одноактную оперу (композитора вдохновила одноименная трагедия Гуго фон Гофмансталя) стали включать в репертуар многие европейские оперные дома.
0
Британский режиссер Джонатан Кент взялся в Мариинке за "Электру" Штрауса
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Британский режиссер Джонатан Кент взялся в Мариинке за "Электру" Штрауса. Премьера оперы состоится 6 и 7 мая. Почти сто лет назад на этой сцене "Электру" ставили Всеволод Мейерхольд и Александр Головин.

После мировой премьеры в 1909 году в Дрездене эту одноактную оперу (композитора вдохновила одноименная трагедия Гуго фон Гофмансталя) стали включать в репертуар многие европейские оперные дома. Штраус не подозревал, что его сочинение откроет дорогу атональной музыке XX века. Осознав это, он признавался, что если бы знал о последствиях, то никогда бы не "впутался в это дело". И обещал "в следующий раз" написать оперу в духе Моцарта. В Мариинку "Электра" пришла в 1919 году и была показана только трижды.

Джонатан Кент работает вместе с художником-постановщиком Полом Брауном, художником по свету Марком Хендерсоном. По мнению режиссера, Штраус и Гофмансталь создали жестокую оперу невероятной силы эмоционального воздействия. Не случайно спустя три года после премьеры оперы в 1909 году Юнг ввел термин "комплекс Электры": она захвачена и одержима любовью к своему погибшему отцу, в равной степени одержима желанием восстановить справедливость и жаждой мести.

— Трагедия Электры заключена в том, что она всегда будет противостоять, не сможет сделать шаг вперед и принять жизнь такой, какая она есть, — рассуждает Джонатан Кент. — Штраус считал, что эта опера прежде всего "сообщает эмоцию". Мы поместили спектакль в современную Штраусу эпоху модерна. Мы хотели сохранить мифический статус сюжета оперы и в то же время взглянуть на нее глазами современного зрителя со всей многоплановостью его восприятия.

Илья Нефедов

Смешаются кони, пони и люди

Всероссийские конные игры стартуют в пятницу в Спортивно-концертном комплексе "Петербургский". Праздник всадников и лошадей пройдет с 4 по 13 мая и охватит все площадки СКК и прилегающие к нему территории, включая Парк Победы.

Как утверждают организаторы, впервые в России лошадиная неделя объединит всю возможную тематику — ответственные соревнования на Кубок России по конкуру и выездке, представительную выставку и уникальные шоу.

Конные состязания у нас в стране редки, поэтому в Петербург приедут лучшие спортсмены России. Высокий уровень соревнований подтверждает сумма призового фонда — 5 млн 200 тыс. рублей. В течение пяти дней в вечерней программе игр гости будут наблюдать популярное в Европе конное шоу Лоренцо, которое пройдет в двух отделениях — с четырьмя лошадями и с восемью. Также впервые в нашей стране зрители увидят шоу исландских и арабских лошадей. Театрализованное представление в сопровождении восточной музыки и светового шоу познакомит посетителей с величественным алхетинцем.

Одновременно — с 5 по 8 мая — в Ленэкспо пройдет Международный салон лошадей и пони "Иппосфера". Здесь тоже будет много интересного, например, фестиваль рысистых пород, выставка донской и буденовской лошадей. Увенчает праздник Парад пород, а пони-клуб проведет свое большое шоу маленьких лошадок. Приятный сюрприз для истинных ценителей — в рамках салона проведут ярмарку-продажу лошадей.

Олег Белов

Вопросы к жизни

Знаменитый режиссер, худрук Александринки Валерий Фокин впустил публику в свою творческую лабораторию. Для того чтобы проникнуть в святая святых — понять, как рождаются фокинские спектакли, достаточно прочитать только что изданную книгу "Беседы о профессии".

Обстоятельных бесед всего девять — их записал театровед Александр Чепуров, а завершают книгу записи репетиций спектаклей "Ревизор" и "Двойник". Критиков приятно удивили как минимум две вещи. Во-первых, полное отсутствие менторского тона и дидактических наставлений мэтра. Во-вторых, интонация молодого человека, который ставит вопросы и с вдохновением ищет на них ответы. О Фокине знаменитый польский режиссер-экспериментатор Ежи Гротовский никогда бы не сказал так, как отозвался об одном актере: "Он никогда не будет великим, потому что у него нет вопросов к жизни".

Преподаватели Театральной академии настоятельно рекомендуют студентам прочитать эту книгу. Не исключено, что самые упертые последуют примеру Валерия Фокина, который говорит о режиссуре так:

— Можно идти по проторенной дороге, не затрачивать ни нервной, ни творческой энергии. А можно отнестись к этому неуловимому искусству как к ювелирной работе, где нужно эту тонкую проволочную диаграмму творчества долго-долго, осторожно выгибать. И тогда все в твоей профессии становится непросто, неоднозначно. Режиссура — странная ускользающая профессия, где можно дать технологию ремесла, но невозможно научить творчеству.

Валерий Фокин признался, что новичком чувствует себя и сейчас — он согласился поставить в Большом театре "Пиковую даму" Чайковского.

— Я волнуюсь. Оперный театр для меня — будто другая планета. Пришел как-то на генеральную репетицию — все кричат в микрофон, кругом хаос, никакой сосредоточенности. Подумал, что влез бог знает куда. Но все это жутко заводит, — объясняет Валерий Фокин.

Может быть, когда-нибудь режиссер напишет книгу совсем о другой, не творческой деятельности — как он строил и ремонтировал театры, выбивал деньги, общался с чиновниками и бизнесменами. Центр Мейерхольда в столице и отреставрированная к юбилею Александринка — то, на чем уже поставлена точка. Репетируя "Пиковую даму" в Москве и "Женитьбу" в Петербурге, Валерий Фокин будет также возводить новую сцену Александринки. Строительство начнется 10 мая.

Ирина Начарова

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...