Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Запорожье военные силой затащили мужчину в автобус
Армия
Артрасчет младшего лейтенанта Сыполова разбил атакующую группу ВСУ
Недвижимость
Эксперт спрогнозировала рост цен на жилье в новостройках Москвы
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Ректор НГТУ Николай Пустовой: "Наша система образования должна быть узнаваема во всем мире"

Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) вошел в число победителей в конкурсе инновационных вузов. Как удалось добиться успеха? Как меняется вуз в условиях реформы науки и образования? Об этом беседа корреспондента "Известий" Андрея Красикова с ректором НГТУ, доктором технических наук, профессором Николаем Пустовым.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) вошел в число победителей в конкурсе инновационных вузов. Как удалось добиться успеха? Как меняется вуз в условиях реформы науки и образования? Об этом беседа корреспондента "Известий" Андрея Красикова с ректором НГТУ, доктором технических наук, профессором Николаем Пустовым.

Вопрос: Николай Васильевич, в чем составляющие успеха НГТУ в национальном конкурсе? За счет чего удалось победить (вклад отдельных факультетов, кафедр, профессоров)?

Ответ: Победа в конкурсе инновационных вузов — это, безусловно, заслуга всего коллектива НГТУ. Это оценка многолетней работы коллектива. Победа не приходит случайно и неожиданно. Одна из обязательных позиций конкурсных заявок — потенциал вуза, подтверждающий возможность выполнения представленного проекта, эффективность научной и инновационной деятельности. Высококвалифицированный профессорско¬преподавательский состав, сформировавшиеся научные школы, признанные в научном сообществе — вот слагаемые победы.

В: На какие программы будут потрачены "призовые" деньги?

О: Всего на 2007 — 2008 годы нам выделено 583 млн руб. (сумма, сравнимая с годовым бюджетным финансированием). Кроме того, мы обязаны вложить 116,6 млн своих внебюджетных средств. Таким образом, вся заявка оценивается в 699,6 млн руб.

Согласно положению определены четыре направления расходования средств. На приобретение лабораторного оборудования будет потрачено 445,85 млн руб. На приобретение и разработку программного и методического обеспечения — 122,5 млн руб. Модернизация аудиторного фонда (это направление реализуется целиком за счет собственных средств) потребует  97,2 млн руб. И на повышение квалификации и профессиональную переподготовку научно¬педагогического и другого персонала вуза — 34,05 млн руб.

В:  У вузов появляются достойные средства. А значит — по отношению к Западу мы больше не просители. Как изменится международная программа НГТУ в ближайшие годы?

О: Мы всегда достаточно высоко оценивали наш вуз. Вместе с тем понимали и понимаем, что лучший мировой опыт заставляет как минимум размышлять о векторах нашего развития. При этом нужно отметить,  что университет рассматривает международную деятельность как одно из приоритетных направлений своей работы. Да, это затратное дело,  финансовоемкое. Университет заинтересован  выстраивать свою стратегию развития международной деятельности за счет привлечения финансовой поддержки со стороны международных программ, фондов, грантов и стипендий.

Наша система образования должна быть узнаваема во всем мире. Долгое время она была изолирована. Наши классификаторы специальностей не понятны на Западе. И при достаточно высоком уровне подготовки наш специалист там сталкивается с определенными проблемами. Нужно модернизировать эту систему так, чтобы наш выпускник мог бы восприниматься западными коллегами, но при этом важно сохранить то лучшее, что накоплено в нашей высшей школе.

В: В НГТУ действует бизнес-инкубатор. Проект уже начал себя оправдывать?

О: Опыт нашего бизнес-инкубатора пока небольшой. Идея заключается в том, чтобы на студенческой скамье наши ребята занимались разработкой реальных проектов. При этом применяется программно-групповой метод подготовки. Конечно, будет и "сухой остаток", и нереализованные идеи, но будут и малые предприятия, и внедрение разработок.

Студенты, аспиранты и молодые ученые смогут реализовать свои инновационные идеи в таких сферах деятельности, как автоматика, информационные технологии, радиоэлектроника, машиностроение, электромеханика, энергетика, экономика, дизайн, социально­гуманитарные информационные услуги.

В: Идут разговоры о "демографической яме". В студенческий возраст входит малочисленное поколение 90-х годов. Этот как­то отразится на университете? Каков ожидаемый конкурс?

О: Конкурс не совсем точный параметр. Так как разрешено подавать копии аттестата (у нас нет, мы берем только подлинник), число поданных заявлений в новосибирские вузы превышает численность населения региона... Так что эти цифры не информативны. В прошлом году формальное число заявлений было на 9% меньше, чем в позапрошлом. Эта тенденция касается всех.

При этом мы 1400 бюджетных мест закрыли лучшими абитуриентами, еще 1600 взяли на контрактной основе, еще 1700-ам отказали, и не важно, сколько готовы были заплатить их родители — качество их подготовки нас не устроило.

В старой системе была цепочка. Вуз готовил специалистов, ориентируясь на потребности рынка труда, школа — на требования вуза. Потом это распалось. Лучшие вузы отдают себе отчет в необходимости жестко следовать требованиям экономики и корректировать программы подготовки специалистов. Со школой эти перемены происходят медленнее. Мы все меньше довольны качеством подготовки абитуриента. И оказываемся перед выбором: либо снизить свою планку (а это недопустимо), либо ожидать подъема качества подготовки в средней школе...

Комментарии
Прямой эфир