Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
И. о. мэра Чернигова Ломако подал в отставку из-за угроз военной администрации
Общество
В Госдуме рассказали о порядке получения пенсий в декабре и январе
Спорт
«Спартак» обыграл «Пари НН» в заключительном матче 2024 года
Армия
Расчет боеприпаса «Ланцет» поразил танк ВСУ в Курской области
Общество
Следствие запросит арест для напавшего на сверстников ученика краснодарской школы
Мир
СМИ рассказали о панике на Западе из-за российской ракеты «Циркон»
Мир
Лавров отметил важность нормализации отношений между Сирией и Турцией
Мир
В Южной Корее на митинг за отставку президента пришли почти 150 тыс. человек
Происшествия
В Кировской области в результате ДТП погибли три человека и еще семь пострадали
Мир
В СМИ назвали Россию уверенно побеждающей в конфликте на Украине
Происшествия
Пожар произошел в ТЦ на северо-востоке Москвы
Общество
Суд арестовал пытавшегося продать своего сына жителя Оренбурга
Общество
Указ императора Петра I подменили в Российском военно-историческом архиве
Экономика
В МЭР РФ объяснили ситуацию с отказом в приеме старых долларов за рубежом
Мир
Создатель сериала «Полицейская академия» Пол Маслански умер на 92-м году жизни
Спорт
Дзюдоисты Блиев и Лаврентьев завоевали бронзовые медали на турнире в Токио
Интернет и технологии
РНК может ограничить работу иностранных хостинг-провайдеров в России
Мир
Прилетевшей в Париж без билета россиянке Дали запретили посещать аэропорты

Супермаркет идей

Некоторое время назад мне казалось - мир делится на либералов и консерваторов, западников и славянофилов, диссидентов и коллаборационистов, традиционалистов и авангардистов. Все эти оппозиции, чем дальше, тем больше, утрачивают для меня всякий смысл. Я все яснее обнаруживаю решительную невозможность добровольно примкнуть к какому-то из лагерей.
0
Марина Давыдова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Некоторое время назад мне казалось - мир делится на либералов и консерваторов, западников и славянофилов, диссидентов и коллаборационистов, традиционалистов и авангардистов. Все эти оппозиции, чем дальше, тем больше, утрачивают для меня всякий смысл. Я все яснее обнаруживаю решительную невозможность добровольно примкнуть к какому-то из лагерей.

Либеральные ценности в зависимости от того, кто и в связи с чем за них агитирует, кажутся мне то более, то менее необходимой в социальном хозяйстве вещью. Консервативная идея то вдохновляет, то повергает в уныние. О любви к родному пепелищу и отеческим гробам умолчу: младенец сосчитает, сколько шагов отделяет эту любовь от ненависти к людям. Я не знаю, кого мне хочется запретить больше: сайентологов, потчующих несусветной космогонией, или сектоборцев, в безобидных кришнаитах видящих воплощение мирового зла. Поборников нравственности, запрещающих гей-парады, или представителей секс-меньшинств, жаждущих в игровой манере поделиться с обществом рассказами об интимных пристрастиях. Непримиримого хоругвеносца, ратующего за воссоединение церкви с государством, или упертого афея, у которого при упоминании о православных корнях отечественной культуры случается несварение желудка.

Я не могу выразить отношения ни к одной из идей (исключая совсем людоедские), пока не пойму, кто, когда и в каких обстоятельствах ее сформулировал. Любая мысль в устах одних звучит истиной, в устах других - несусветной ложью, убеждает или ужасает. Социальная справедливость, говорите? А кто там за нее борется? Иванов и Сидоров? Ага... И в чьих интересах? Ах, Петро-ова... Не уж, знаете, лучше мы как-нибудь тут в несправедливости прозябать останемся.

Когда г-н Белковский писал произведение на тему "тебя посодют, а ты не воруй", хотелось устроить пикет в поддержку Ходорковского, а г-ну Белковскому сказать, что его самого надо бы посадить, чтобы занялся общественно полезным трудом. Когда тот же Белковский критикует нынешний режим, уже опасаешься, что режим не дай бог рухнет и на его обломках благодарные потомки напишут имя г-на Белковского.

Не только в годы махровой советской власти, но и в приснопамятные годы перестройки и даже в раннеперестроечные незабвенные времена можно было встать по какую-либо сторону условных баррикад, находясь в согласии с совестью и разумом. Теперь делать это сложнее и сложнее. Теперь вечно насущный для мыслящей России вопрос, можно ли выражать солидарность с правящей элитой или надо бороться с нею до последней капли чернил, также остается открытым.

Я понимаю, что у нас, как и везде, есть действующая власть и что у этой власти есть оппоненты. Но в чем именно идейные расхождения власти и оппонентов, уяснить непросто. Где правые? Где левые? Быть против власти - это быть против чего? И за что? За либеральную идею и западные ценности? Но член администрации президента г-н Сурков куда больший либерал и западник, чем один из лидеров оппозиции г-н Лимонов. За терпимость и толерантность? Но я не знаю, в ком их меньше. В сказителях, заводящих песню о заокеанских врагах, об особом пути России и о преимуществах авторитарного правления, или в тех, кто предпочитает политической стагнации полный альбац... И так - за что ни возьмись. И если б только в общественно-политической жизни, а то ведь повсеместно, включая культуру с искусством. Прежде вопрос о свободе художественного самовыражения был значим сам по себе. На этот алтарь приносились судьбы и жизни. Сейчас детский крик на лужайке о свободе художника и недетский - о необходимости ограничить свободу могут лишь забавлять. Никто из авангардистов прежних лет не получал на борьбу с общественным вкусом и общественными устоями грантов. Громящие выставки радикальных художников поборники духовного здоровья нации не рассматривали свою борьбу как средство самопиара.

Люди и прежде делились на умных и глупых, искренних и лицемерных, вменяемых и безумных, порядочных и бесчестных. Однако ж идеи - и либеральная, и консервативная, и западническая, и славянофильская - чего-то стоили сами по себе. Но как в новой истории, по Марксу, произошло отчуждение производителей от средств производства, в истории новейшей мы все чаще наблюдаем отчуждение проводников идей от самих идей. Из носителей жизненных смыслов они (идеи) превратились в инструменты выстраивания отношений в социуме и обустройства собственной жизни. Они уже не носятся в воздухе, они как в супермаркете лежат на прилавках. В ассортименте. И у меня лично осталось только два критерия, чтобы понять качество интеллектуального продукта: порядочность и вменяемость проповедующего. Вне этих критериев любой идее - грош цена.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир