Напомним американцам про Афганистан
ПИСЬМА ПОДГОТОВИЛ СЕРГЕЙ ЧУГАЕВ [CHUGAEV@IZVESTIA.RU] ПИШИТЕ НАМ ПО ЭЛЕКТРОННОМУ АДРЕСУ: READER@IZVESTIA.RU ИЛИ ОБЫЧНОЙ ПОЧТОЙ: 127994, МОСКВА, УЛ. ТВЕРСКАЯ, 18, К. 1, РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "ИЗВЕСТИЯ"
Читатель - газете
В свое время после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке Россия безоговорочно поддержала антитеррористические акции США и их союзников в Афганистане. И это понятно. Какие-либо оговорки тогда, на фоне более 3000 погибших были неуместны и даже кощунственны.
Теперь же, когда приходят другие эмоции и мы видим, что история в чем-то зеркально повторяется, эти оговорки нужны, так как их отсутствие кощунственно уже по отношению к тем сотням, а может быть и тысячам советских людей, погибших в Афганистане от... американского оружия. В принципе нам надо было сказать, что - да, мы поддержим антитеррористические акции США и их союзников, но с одним условием: они должны признать ошибкой поставки душманам тех же ракет, которые сбивали наши вертолеты, и другого оружия. Да, СССР вынудили уйти из Афганистана. Но чем все это кончилось? Вакуум пришлось заполнять другими войсками. Без такого признания наша поддержка или, по крайней мере, нейтралитет по отношению к действиям США в Афганистане, а теперь и в Ираке выглядит как по самой меньшей мере неуважение памяти погибших и покалеченных "афганцев".
Валерий Очков OchkovVF@mpei.ru
Люди, улыбайтесь!
В чем причина распространенности у нас "ксенофобии", нелюбви к чужим? Конечно, есть и биологические объяснения. Мы как животные боимся непонятного - неприятно, раздражает. Мы ж из природы вышли. Но почему в нашем характере вообще преобладает не доброжелательность, а настороженность к чужому, другому? Что нас сделало угрюмыми? Суровая, на грани выживания, жизнь? Почему нас раздражает чужой говор, чужая речь, другой разрез глаз?
Нам надо меняться. Хватит гордиться территорией, ракетами и балетом. Нужно поднимать экономику, науку и культуру. Не паразитировать на продаже нефти. Развиваться и просвещаться. Каждый день говорить себе: этот день я проживу как человек, никого не унижу и не обижу, буду улыбаться, хорошо работать, помогать слабым и старикам. Перестать бояться чужих, вымещать свои комплексы неполноценности на чужих. Они не виноваты в наших неудачах и неуспехах.
Когда мы сможем отказаться от гипертрофированных амбиций и претензий в связке с комплексами неудачника, начнем уважать людей за то, что они - люди, когда мы, посмотрев друг другу в лицо в лифте, в автобусе, в магазине и на работе, улыбнемся, начнется новая жизнь у каждого из нас и у всех вместе. Уменьшится раздражение к кавказцу, приехавшему торговать, к африканцу, приехавшему учиться, таджику, украинцу, гагаузу, приехавшим работать, лечиться, отдыхать. Потому, что в наших сердцах поселится добро. И мир станет лучше.
Анвар Усманов, Москва
Читатель - автору
Объект властвования - человеческая душа
Во времена оны, а точнее - в 1952 г., психолог М. Ярошевский опубликовал статью с миленьким, но зловещим заголовком: "Кибернетика - служанка мракобесия". Но не все так просто, говорит в своей колонке ("Известия", 16.04.07) Дмитрий Быков. Ошибаются те, кто видели и видят в статье оголтелую проповедь сталинского мракобесия. Да, статья de facto послужила "молотом ведьм" в руках советской империи. Но в том-то и парадокс, над которым нужно еще думать и думать. Ведь автор статьи совершенно справедливо, по мнению колумниста, заприметил в рождающейся кибернетике посягательство на святая святых: творчество, поэзию, душу, наконец. А сие - тайна есть! Как?! Уподобить разум машине, "приписать мыслящему существу сугубо рациональные алгоритмы мышления" и т.п. Душа ведь иррациональна и непредсказуема.
Тоже мне фокус с разоблачением. И вот такая душелюбивая и душезащитная проповедь стала кувалдой в руках системы, почище самого истмата вкупе с диаматом. Не апория ли, в самом деле? Ничуть не бывало. Многим известно, что знание - сила, а теория сера. Но эта серятина дает силу управлять, дает в той или иной форме власть над тем, что нарисовано серым по серому. И разве могла бы сакрализованная тотальная советская власть поступиться в пользу науки хотя б своей частицей? Тем более что речь шла о главном объекте властвования - человеческой душе. По определению нет.
Парадокс в другом: почему некоторые, вовсю позиционирующие себя в качестве антитоталитариев, вдруг обнаруживают сродство душ с тоталитариями и обскурантами? Вот над этим действительно стоит думать и думать.
Георгий Антипов, доктор философии, Новосибирск, eji@ngs.ru