За литр бензина мы переплачиваем по 2-3 рубля
Казалось бы, копейки. Но всякий раз, заправляя свой автомобиль, вы оставляете в кармане владельца заправки до 20%. То есть, если залить полный бак стоит 1100 рублей, в карман владельца АЗС попадает до 150 рублей. Такая астрономическая рентабельность в сбыте бензина существует только в России. Это данные самих нефтяников, и цифры эти очень средние. Общеизвестно, что многие нефтяные трейдеры не берутся за проект, рентабельность которого ниже 30, а то и всех 50%. Почему так происходит? Изменится ли ситуация в мае, когда вступят в силу новые "оборотные" штрафы и нарушителям придется платить не 500 МРОТ, а уже по нескольку миллионов долларов?
"Известия" уже не раз писали, что розничные торговцы топливом в нашей стране чувствуют себя абсолютными хозяевами ситуации: растут или падают мировые цены на нефть, горючее на их заправках будет только дорожать. "Кривая" система ценообразования в России сложилась во многом благодаря официальным и неофициальным пактам между правительством и нефтяниками - знаменитым мораториям на рост цен.
Конечно, было бы здорово, если бы в стране существовала четко отлаженная рыночная система, когда падение мировых цен на нефть сказывалось бы и на рознице. Но ценам на российских АЗС абсолютно все равно, что происходит в мире, как меняются спрос и предложение на "черное золото". Скажем, прошлой осенью цены на сырую нефть впервые за последние годы рухнули почти на 30% - один баррель в течение нескольких недель подешевел на $25. Как повели себя владельцы АЗС во всем мире? Правильно - снизили цены на топливо. Как повели себя наши хозяева заправок? Ценники никто не поменял.
Потом настал осенне-зимний сезон, когда традиционно многие автолюбители в России ставят свои машины на прикол, и спрос на топливо резко падает. И это сразу отразилось на оптовых ценах на бензин - тонна Аи-93 подешевела на 20-25%. Что произошло за это время с розницей? Если кто и переписал ценники, то копейки на 2-3. И это не просто наблюдения автолюбителей. Возьмем, к примеру, данные Росстата. С прошлого октября оптовые цены производителей упали на десятки процентов, а в рознице горючее подешевело на 1,5-2%. Разрыв огромный.
Но самое удивительное, что топливные цены ведут себя неадекватно, когда нефть начинает дорожать. Например, мировые цены на сырую нефть с начала года вновь поднялись на $18-20 за баррель. Наши производители бензина тоже среагировали, ведь с изменением мировых цен меняется уровень налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этом месяце бензин в опте взлетел на 10-15%. А что розница? По-прежнему стоит.
Руководство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в таких случаях говорит одно и то же, как ему и полагается, - о картельном сговоре. Правда, доказать наличие согласованных действий сложно, хотя и возможно. Как рассказали "Известиям" в ФАС, проблемы заключаются в том, что, естественно, никто никаких официальных соглашений не подписывает. Делается все втайне. Но по самим действиям и их одновременности можно судить, есть ли сговор или нет. Это так называемые косвенные данные. Хотя со времен своего основания ФАС одержала считанные победы, наказав нефтяников-спекулянтов за сговор. Штраф, наложенный на нефтяные компании, прибыль которых составляет в среднем по стране $60-80 млрд, составил всего несколько тысяч рублей. Ведь антимонопольщики могли наказать спекулянта на неприлично смешные суммы. Нарушители платили десятки, реже сотни МРОТ.
С 13 мая в России вступают в силу "оборотные" штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. И штрафы будут измеряться процентами от оборота компании, то есть всей полученной выручки за год. Все бы ничего, и можно было бы порадоваться за своевременные и нужные шаги правительства, если бы не одно "но". Изначально ФАС просила правительство разрешить наказывать компании за злоупотребление доминирующим положением - от 0,5 до 2% и за картельный сговор - от 2 до 4% от оборота компании за год, предшествовавший нарушению.
Но ФАС не оставили из этих "хотелок" по сути ничего. Новый закон гласит, что с 13 мая "за нарушение антимонопольного законодательства недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 до 15% выручки от реализации товара, на рынке которого было совершено правонарушение". Для примера. Скажем, по первоначальной версии, если бы ФАС захотела оштрафовать, например, компанию "ЛУКОЙЛ", то сумма составила бы $1,4-2,8 млрд (2-4% от оборота в 2006 году). Теперь же эту компанию смогут оштрафовать, если она нарушит закон, на $2,5-40 млн за нарушение на московском топливном рынке (оборот заправочной сети АЗС "ЛУКОЙЛа" в Московском регионе составляет примерно $200-240 млн в год).
"Но и это уже большое достижение по сравнению с тем, что было", - оправдываются в ФАС. Одно дело - оштрафовать спекулянта и сговорщика, другое - доказать его вину. Это главная сложность, с которой сталкивается ФАС.
Что будет с ценами на бензин в мае? "В апреле нефтяные компании воспользовались низкими экспортными пошлинами и вывезли сырой нефти и нефтепродуктов за рубеж сколько смогли. Воспользуются этим они и в мае. Поэтому некоторый дефицит предложения на рынке будет, а значит, не исключено, уже к концу мая - началу июня розничные цены на бензин поползут вверх", - считает Людмила Лурье, старший аналитик исследовательского центра "КОРТЕС". Но версию неофициального соглашения между правительством и нефтяниками никто не отрицает. "Похоже, опять негласно договорились о моратории на рост цен - все нефтяники без исключения говорят, что цены сильно расти не будут. Как-то не соответствует это рыночной конъюнктуре. Опять сговор", - поделился с "Известиями" своими наблюдениями источник, хорошо знакомый с ситуацией.