"Ученики - партнеры и друзья"
Международный лицей № 664 за одиннадцать лет существования успел заработать репутацию одного из лучших учебных заведений Петербурга и обрасти множеством традиций. О том, почему ученики побеждают в олимпиадах, а выпускники свободно владеют английским, турецким и успешно преодолевают жизненные преграды, корреспонденту "Известий" Илье Нефедову рассказали представитель учредителя Али Эртугрул Туркели и директор Ирина Липатова.
вопрос: Как все начиналось?
ответ (А.Т): В 1995 году турецкая сторона обратилась в комитет по образованию Петербурга с предложением создать Русско-турецкий лицей — на основании договора о сотрудничестве в области образования между Россией и Турцией. Нам предоставили здание бывшего детского сада. С первого же дня взялись за стройку, и уже больше десяти лет вкладываем деньги в реконструкцию и ремонт. Причем делают это все три учредителя лицея: городской комитет по образованию, администрация Красногвардейского района и турецкая компания "Век образования" — одна из лидирующих образовательных фирм Стамбула, в ее лицеях учится больше 10 тысяч учеников.
в: Почему решили открыть лицей именно в России?
о (А.Т.): Экономические отношения между нашими странами стремительно развивались. Турецкие бизнесмены сталкивались здесь с недостаточным знанием языка, культуры, менталитета. В целом образовательное сотрудничество не менее важно, чем экономическое, — оно дает возможность узнавать и в будущем лучше понимать друг друга. Первые выпускники успешно закончили лицей, все они свободно владеют английским, говорят по-турецки. Турецкие фирмы заинтересованы в этих ребятах. Некоторые мощные компании поддерживают нашу школу финансово и ждут от нас выпускников.
в: Самые привлекательные стороны выпускников связаны со знанием языков?
о (А.Т.): Специфика лицея не только в том, что здесь серьезно изучают языки. Основное направление — математика, информатика. Кроме того, школа стала мостом между Россией и Турцией. Когда мне предложили работать в Петербурге, президент "Века образования" спросил: "Вы хотите развивать дружеские отношения между Россией и Турцией?". Звучало как-то странно: меня приглашают на работу в школу, где учится всего сто учеников, и речь идет о государствах. Сразу согласился, потому что в детстве у меня все любимые писатели были русские — Достоевский, Толстой, Пушкин. Через несколько месяцев после переезда в Петербург понял, почему речь идет о государственных интересах. По всем вопросам, связанным с Турцией, звонили к нам в школу. Так что первое время мы выполняли функции почетного консульства Турции в Петербурге. Лицей посетили министр образования, спикер парламента Турции. И сегодня нам очень приятно видеть, что официальную встречу двух губернаторов — Петербурга и Стамбула — переводит наш выпускник. В Стамбуле мы создали общество дружбы между Россией и Турцией.
И.Л.: Мы поняли, что мало знаем друг о друге. Шесть лет назад провели конкурс: "Как вы представляете Турцию?" В нем участвовали больше 200 детей в возрасте от 10 до 15 лет. Большинство нарисовали пустыню, верблюдов, женщин в чадре. Небольшая часть — солнце, море, Памуккале. А в этом году проводили фестиваль "День Турции", в нем участвовали 17 петербургских школ, представители других городов, и общая картина была уже совершенно другая — более объемная.
в: А какова ситуация в Турции?
о (А.Т.): К сожалению, в Турции тоже мало знают о России. Но в последние годы ситуация меняется к лучшему — там тоже проводят крупные мероприятия — выступают российские музыканты, показывают фильмы о России. Сегодня более чем в 30 школах Турции изучают русский язык. Из Турции мы приглашаем по конкурсу лучших выпускников университетов, педагогов. У нас работают также сильные российские учителя. Директор Ирина Альбертовна Липатова — обладатель звания "Лучший учитель России", лауреат премии российского президента. В этом году она завоевала первое место во всероссийском конкурсе "Лидер в образовании". Учитель литературы признан лучшим учителем Петербурга. Наши молодые педагоги побеждают в профессиональных конкурсах. И, что особенно приятно, среди них есть наши выпускники.
в: Родителей, которые отдают детей в лицей, не смущает система раздельного обучения?
о (И.Л.): Сейчас проводится много исследований по гендерному подходу в обучении. Психологи считают, что это правильно: в определенном возрасте ребята по-разному воспринимают информацию: девочки — образно, мальчики — символами. Программы у нас одни, но учителя используют различные способы преподавания.
А.Т.: Родители к нам с большим интересом относятся, конкурс в лицей от 5 до 10 человек на место. Привлекает, во-первых, уровень образования — выпускники поступают в лучшие вузы, у каждого ребенка есть индивидуальный образовательный маршрут. Но есть и другая причина. Как-то один из родителей сказал: "Мы найдем школу, где математика сильная, где английский на хорошем уровне. Но не найдем такой, где дети надежно защищены от наркотиков, алкоголя, курения". Все это мы родителям гарантируем, потому что у нас система пансиона, и дети круглые сутки под присмотром. В первые десять лет мы ставили себе задачу войти в первую десятку школ города. Задача второго десятилетия — быть в первой пятерке. В Петербурге четыре школы, которые входят в ассоциацию "Лучшие школы России", и мы в том числе.
в: Победы в олимпиадах — наверное, главная традиция лицея?
о (И.Л.): Треть учеников — победители олимпиад и конкурсов. В этом году нет такого предмета, по которому бы наши ребята не заняли призового места. Ученица нашего лицея заняла первое место на так называемом продвинутом уровне Всероссийской олимпиады по турецкому языку. Причем в них участвуют не только школьники, но и все, кто изучает турецкий язык, — например, студенты.
в: В чем, по-вашему, секреты такого успеха?
о (И.Л.): Во-первых, потому, что мы все воспринимаем школу родным домом: у нас в лицее особая атмосфера — дружеская, домашняя. Во-вторых, иногда говорят, что дети должны быть не только объектом, но и субъектом образовательного процесса. У нас на самом деле так, поэтому рождается сообщество единомышленников. Дети — это партнеры, друзья. Когда учитель физики Иса-бей участвовал в конкурсе Британского совета, за него болела вся школа. Шесть петербургских педагогов отобрали для участия в проекте. Через Интернет учителя и ученики управляют телескопом Фолкеса, который находится где-то в Новой Зеландии. Вся школа болела и за учителя истории Антона Морозова— кстати, нашего выпускника. У нас много интеллектуальных мероприятий, на днях провели Лицейские чтения. Отчасти сокращаем дистанцию между учителями и учениками. Может, это получается и в силу того, что у нас молодой педагогический коллектив: средний возраст — 37 лет. И мужчин много, они с удовольствием принимают участие в соревнованиях — например, по мини-футболу. Проводим также совместные праздники с родителями, Масленицу вместе отмечаем.
А.Т.: А иностранными языками наши дети хорошо владеют, в том числе и потому, что у них есть возможность вечером общаться с носителями языка — воспитателями, друг с другом. К нам сюда поступают и дети и со слабым знанием английского. А через полгода "глубокого погружения" они уже изучают точные и естественнонаучные предметы на английском. С русским тоже все в порядке: в прошлом году 80 процентов учеников сдали ЕГЭ на пятерки, остальные на четверки.
в: В учебном плане есть отдельные курсы, посвященные Турции?
о (А.Т.): Отдельных курсов нет — нам помогают традиции, праздники. Например, на спортивных состязаниях мы учим детей одновременно русским и турецким спортивным играм. Мы стараемся вести культурный диалог. Это касается и художественных выставок, и фотовыставок, и школьного журнала "Лицейский альманах". На Неделе русского языка даем задания по сравнению пословиц. В "Лицейских чтениях" на секции по литературе девочка на турецком языке давала сравнительную характеристику русским и турецким сказкам. Параллельно воспитываем толерантность, о которой сейчас так много говорят. Фестивали турецкой культуры проводим в рамках ассоциированных школ ЮНЕСКО. Есть у нас проект "Великий Волжский путь", в нем участвуют также ученики других школ. В давние времена он начинался в Скандинавии, а заканчивался как раз в Стамбуле.
в: Кружки и факультативы — это тоже лицейская традиция?
о (И.Л.): Их очень много: от серьезных — по английскому, математике, нанотехнологиям — до клубов танца, боулинга, бильярда. Еще одна традиция — "Ярмарка идей". На вопрос коллег, когда мы все это успеваем, я отвечаю, что по большому счету детей обманываем. Они-то думают, что играют по вечерам, когда из мышеловок делают машинки и соревнуются — у кого дальше поедет, а на самом деле изучают законы физики. Они-то думают, что идут в киноклуб отдыхать, а на самом деле они на английском языке смотрят фильм. Вторая половина дня дает возможность не только выучить язык, но и заинтересовать различными предметами, обучить многим умениям и навыкам, которые потом вроде бы неожиданно проявляются в каждом ребенке талантами. На самом деле, все это — результат кропотливой работы учителей.